Новости проекта "Культура"

29.10.24 Начал восстановление работоспособности сайта "Культура Евпатории"

31.10.11 Открылся сайт "Культура Евпатории"

Леопольд Сулержицкий. Евпаторийские робинзоны

Отредактировано 26/09/2024

Предлагаю вашему вниманию статью из газеты ' Евпаторийская здравница' за январь 1990 года.

Статья посвящена памяти Леопольда Антоновича Сулержицкого.

***

I. ПРОВОДНИК «СИСТЕМЫ»

Леопольд Антонович Сулержицкий Леопольд Антонович Сулержицкий

15.11.1872—17.12.1916

Среди большого числа деятелей культуры и искусства, некогда посещавших Евпаторию, не последнее место принадлежит режиссеру и руководителю Первой студии Московского художественного театра (МХАТ) Леопольду Антоновичу Сулержицкому. Имя его было широко известно в культурных кругах Москвы, Петербурга и других городов. Соратник К.С. Станиславского, большой друг Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, А.М. Горького, Ф.И. Шаляпина, он прожил недолгую, но яркую жизнь.

Леопольд Антонович родился в 1872 году в Житомире в семье мещанина и довольно рано проявил способность к рисованию. Уже в 13 лет он помогал В.М. Васнецову в росписи фресок Владимирского собора в Киеве. В 1899 г. Леопольд Антонович поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Во время учебы он познакомился с Л.Н. Толстым, дружба с которым продолжалась до самой кончины великого писателя. На последнем курсе за антиправительственную речь 'Сулер' (как называл его Толстой) был исключен из училища. С этого времени начался период его скитаний; был на военной службе, плавал матросом, подвергался аресту, ссылке и т.д. Он видел жизнь во всех ее проявлениях, встречался с разными людьми, накопил большой запас жизненных впечатлений.

Леопольд Антонович Сулержицкий был великолепным художником и поэтом, литератором и музыкантом, танцором и певцом. Живой, общительный, он очень любил людей, умел зажечь их своим темпераментом, и те всегда отвечали ему взаимностью. В 1900 году с помощью М.  Горького и А. Чехова Сулержицкий сближается со Станиславским. Именно такого человека — организатора, педагога, прекрасно знающего жизнь, — так недоставало Константину Сергеевичу, работавшему тогда над созданием своей знаменитой «системы». В 1906 году Леопольд Антонович становится режиссером и помощником К.С. Станиславского в МХТ. В первые годы совместной деятельности ими были поставлены спектакли «Драма жизни» Л. Андреева, «Синяя птица» Метерлинка и «Гамлет» Шекспира. Эти первые работы явились для Леопольда Антоновича хорошей режиссерской школой, способствовали поиску творческих основ создававшейся системы.

«Сулер, — писал К.С. Станиславский, — принес с собой в театр огромный багаж свежего живого духовного материала, прямо от земли... Он принес девственно-чистое отношение к искусству, при полном неведении его старых и захватанных актерских приемов ремесла... Он умел черпать материал только из природы и жизни, т. е. сознательно делал то..., к чему мы так жадно стремились, чему так трудно научиться и учить других».

Первая студия МХТ Первая студия МХТ

Разработанная К.С. Станиславским «система» заключалась в новом методе работы над ролью, в «искусстве переживания» и конкретном воплощении этих переживаний на сцене. Привить артистам новые методы оказалось совсем не просто. С этой целью по инициативе К.С. Станиславского и Л.А. Сулержицкого была создана Первая студия Художественного театра из числа молодых артистов МХТ. Сюда входили Вахтангов, М. Чехов, Гиацинтова, Болеславский, Вл. Попов, Бирман, Хмара, Ал. Попов, Сушкевич, Дейкун, Дурасова и др.

«Художественное и административное руководство студией принял на себя Сулержицкий, — писал Константин Сергеевич, — а я давал ему директивы... Сулер был хорошим педагогом. Он лучше меня умел объяснить то, что подсказывал мне мой артистический опыт. Он умел разговаривать с учениками, не пугая их опасными в искусстве научными мудростями. Это сделало из него отличного проводника так называемой «системы». Он вырастил группу учеников на новых принципах преподавания».

Однако личность Сулержицкого ««далеко не исчерпывалась   его сценическим делом... — писал П.А. Марков. - Он  был в равной мере учителем жизни и учителем сцены. Впрочем, учителем жизни более, чем учителем сцены». Как бы развивая эту мысль, Станиславский говорил, что Сулер «хотел сблизить людей между собой, создать общее дело, общие цели, общий труд  и  радость.  Он  стремился слить воедино    два течения своей души — искусство и землю. «Нельзя жить одним искусством, одними  нервами,  — говорил он, — надо всем     вместе пожить и в природе. Только тогда мы по-настоящему узнаем друг друга,    сплотимся в семью и полюбим всех. Купим вместе землю, поедем пахать ее,     будем строить  дома на    черный день.    Зимой — искусство, летом — природа   и   земля».

2. ВЕЛИКИЙ ШАМАН

Сулержицкий предложил К.С. Станиславскому приобрести имение в Крыму на берегу моря, куда студия МХТ могла бы выезжать не отдых в летнее время,   Константин    Сергеевич согласился и возложил все дела на Сулержицкого. В 1912 г. Леопольд Антонович едет в Крым на поиски участка «земледельческой колонии» Первой студии и останавливается на Евпатории. Этот город был выбран им не случайно. Дело в том, что врачи обнаружили у Леопольда Антоновича нефрит и рекомендовали для лечения Евпаторию, которая, кстати, была благоприятна и   для   лечения     последствий тяжелого полиомиелита, перенесенного его сыном Митей. Всей семьей они приезжали сюда ежегодно с 1909 по 1916 год.

Первые годы Сулержицкие проживали на даче бывшего актера В.П. Черногорского (ныне санаторий «Южный» (сегодня это территория санатория «Орленок» - М.Б.), которому Константин Сергеевич неоднократно предлагал вступить в труппу МХТ и предназначал роль Отелло. В своем письме Леопольд Антонович пишет,  что  первое время пребывание в Евпатории было до предела занято различными процедурами. «Электризация Мити, дыхание морским воздухом, потом я беру солнечную ванну, потом Митя — рапную, а я морскую, потом оба потеем, потом массаж Мите и т. д. целый день...».

Здание санатория 'Чайка', в котором размещалась колония МХТ Здание санатория 'Чайка', в котором размещалась колония МХТ

В марте 1915 года Леопольд Антонович приобрел для Первой студии участок земли в 5 десятин, находившийся за Евпаторией (нынешняя территория санатория «Чайка») и тут же — небольшую дачу, которой дали шутливое название «Робинзон», т.к. стояла она одиноко в степи далеко от города. В июле 1915 г. группа актеров Первой студии провела свой отпуск в Евпаторийской   колонии.

Среди них были А.М. Сац, Е.Б. Вахтангов, Т.Н. Дуван, В.В. Тезавровский, Н.А. Подгорный, В.В. Соловьева, С.Г. Бирман и другие. Леопольд Антонович установил строгий режим, у каждого из студийцев была своя общественная обязанность; у одного — кухаря, у другого кучера, у третьего — лодочника и т. д. Они сами свозили и обтесывали камни для постройки общественных домов, складывали временные стены. Дома отделывали более экзотически, стараясь походить на первобытных людей: вместо крыши натягивали брезент, вместо дверей и окон — ковры и занавески, пол утрамбовывали из пляжного песка. В интерьере дома   были   каменные   сиденья,   покрытые   подушками, матерчатые   панели,   на стенах   вместо   электролампочки  висел  китайский  фонарик и т.д.

С. Г. Бирман вспоминала позднее, что «на даче жилось удивительно тихо и бездумно... Мы сбросили городские платья и городские обличья. Леопольд Антонович был костюмирован героем приключенческих романов Ж. Верна... Носили выдуманные имена: Леопольд Антонович назывался Великий Шаман, Соловьева — Раве (перевернутое «Вера»), Болеславский — Тооксу (чистая фантазия). Я — Намриб (пере вернутое «Бирман»), Мария Ефремова—Марамба. Вера Соловьева и я таскали по приказанию «шамана» огромные камни. Из них Болеславский, Ефремова, Ливанов и Тезавровский построили  себе   «вигвам».

Дети артистов МХТ. Евпатория, 1915 год Дети артистов МХТ. Евпатория, 1915 год

На дачу иногда приезжали гости. Среди них был Константин Сергеевич Станиславский, артисты Большого театра. С.Г. Бирман также вспоминала, что по приглашению Дувана-Торцова (владельца евпаторийской гостиницы «Дюльбер», известного антрепренера, а потом артиста МХТ) студийцы приняли участие в концерте-капустнике, проходившем в городском театре. Судя по отзывам местной газеты, концерт прошел с большим успехом.

3. ПАМЯТИ НУЖНО ПРОДОЛЖЕНИЕ

На вырученные от спектаклей деньги студийцы под руководством Леопольда Антоновича построили общественные здания, небольшую гостиницу, конюшню, коровник, склады для сельскохозяйственных орудий, семян и прочее.

Значение поездок состояло в создании атмосферы труда, радости и веселья. Ведь, по сути, каждый день, проведенный на даче, в будни или праздники, сопровождался своеобразными играми, где взрослые и дети наряжались то индейцами, то венецианскими гондольерами и т. д. Эти игры на Евпаторийской даче представляли   своего рода импровизированные спектакли. Они сближали артистов, вырабатывали чувство коллективизма, так необходимое в сценической работе.

В.В. Шверубович — сын В.И. Качалова, заведующий постановочной частью МХТ, в своих воспоминаниях писал: «Мне кажется, что из сулеровских игр, из его празднеств.., родилась впоследствии игра-праздник «Принцесса Турандот», гениальное творение Вахтангова... Разве в этом не проявлялся талант режиссера, талант организатора людей в  искусстве?».

Здание санатория 'Чайка', в котором размещалась колония МХТ Здание санатория 'Чайка', в котором размещалась колония МХТ

Замечательному начинанию Леопольда Антоновича Сулержицкого по созданию летней колонии Первой студии в Евпатории не суждена была долгая жизнь. Болезнь быстро прогрессировала.

Лето 1916 года, проведенное Сулержицким в Евпатории, стало последним. По приезде в Москву болезнь обострилась, и 17 декабря он скончался.

Значение  творческой деятельности Л.А. Сулержицкого для становления нового русского театрального искусства огромно. Оценку его вклада, как мне кажется, очень верно дал Ю. Завадский:

«Может быть, не было бы системы Станиславского, если б не существовал Сулер с его живым ощущением действительности, удивительным педагогическим даром, с его способностью глубокого проникновения в людей и в жизнь...»

Константин Сергеевич горячо любил Сулера и высоко ценил его выдающийся талант.

В 1930 году в письме к М.С. Гейтцу, в котором кроме всего прочего, шел разговор о том, кто заменит теперешних режиссеров! Станиславский писал: «Как это ни грустно, но за всю мою жизнь среди всех многочисленных учеников таких режиссеров было два: 1) Сулержицкий, которого я считал человеком гениальным, и 2) Вахтангов — похуже, но тоже способный стать художественным вождем."

...Прошло 80 лет со дня первого приезда в Евпаторию этого замечательного человека. Памятью о пребывании его здесь, равно как и актеров Первой студии МХТ, является санаторий «Чайка», название которого, как утверждают, исходит из эмблемы МХТ. Однако этого явно недостаточно. Да и мало кто из местных жителей, а тем более гостей города-курорта, знает о связи Евпатории и Московского художественного театра. Первое, что необходимо сделать, как нам кажется, — создать в санатории «Чайка», на бывшей даче «Робинзон», музей   Первой студии МХТ.

Необходимо также продумать вопрос о памятнике Л.А. Сулержицкому или хотя бы мемориальной доске. Было бы целесообразно, кроме того, присвоить Евпаторийскому народному театру имя Л.А. Сулержицкого. Думаю, в связи с этим целесообразно пригласить артистов МХАТа в Евпаторию для посещения бывшей колонии Первой студии. Одновременно они могли бы взять шефство над городским народным театром. Такая взаимосвязь будет полезной обеим  сторонам.

Ю. Челышев. искусствовед

Комментарии: Группа по истории Евпатории в социальной сети `Одноклассники` Чат телеграм-канала истории Евпатории
 
  Культура / Живопись / Музыка / Проза / Поэзия / Искусство Евпатории. Группа сайтов по истории Евпатории / Одноклассники / Telegram  
Maxx 2011-2024