Интересная информация!

Герб караимов Крыма

Опубликовано 01/09/2023
 Караимский герб Караимский герб

На гербе караимов Крыма изображены тамги сэнэк (двурогое копье) и калкан (щит), крепостная башня, национальные цвета (голубой — символ неба, белый — добра и желтый — солнца, огня[1]), а также традиционное облачение газзана, включающее головной убор и молитвенное покрывало таллет. Герб имеет форму геральдического щита с изображениями знаков, заимствованных с мраморной плиты над воротами восточной башни Биюк-капу города-крепости Чуфут-Кале.

История

В основу герба положена караимская эмблема, введённая последним гахамом Серайя Марковичем Шапшалом (1873—1961). По мнению С.М. Шапшала, двурогое копье и щит были древними караимскими символами. Он поместил их также на официальную караимскую печать.

Некоторые караимы в XIX веке полагали, что эти знаки, выцарапанные на воротах Чуфут-Кале, происходят от еврейских букв «самех» и «йуд» или «самех» и «айн», от — «Сэла-hа-Йехудим» (в караимском произношении «Сэла Юхудим»[2]) ил «Сэла-hа-иврим» (то есть Чуфут-Кале, «Иудейская/Еврейская Скала»)[3].

Существует ряд мнений, что эти знаки являются не караимскими, а татарскими по следующим причинам[4]:

  • У. Боданинский, бывший директор Бахчисарайского дворца-музея татарской культуры, отмечает, что до второй половины XIX века аналогичный знак был тамгой татарской деревни Кырк-Чолак, и, таким образом, данная тамга могла относиться к роду с именем Кырк, перекликающимся с древним названием крепости (Кырк Ор).
  • Выдающийся крымскотатарский учёный Осман Акчокраклы обратил внимание на то, что символы на Биюк-капу перенесёны с древних ворот Орта-капу в Чуфут-Кале, построенных в ХIV — XV веке. Если бы это были тамги различных общин, занимавших каждая свой район поселения, то вряд ли бы они повторялись при въезде в Новый город Чуфут-Кале. Кроме того, вилообразная тамга была найдена над надгробной плите с арабской надписью из разрушенного при строительстве города мусульманского кладбища.
  • Крымский историк Михаил Кизилов полагает, что во времена строительства Орта-капу караимы составляли в городе меньшинство и имели слишком мало влияния, чтобы поместить свой символ на воротах. Кроме того символы были выцарапаны, в то время как караимы были умелыми скульптурами, поэтому создаваемые ими надписи всегда носили более искусный характер, сочетаясь с богато украшенными резьбой аллюзиями на тему Священного писания[5].
  • А.Г. Герцен Ю.Г. Могаричёв отмечают, что многие исследователи 20-х годов XX века, усматривали в этих символах, расположенных на самом видном месте крепости, напоминание её жителям об их подчинении неким татарским родам, юрисдикция которых сохранялась над Кырк-ором и после того, как татары окончательно покинули крепость, так как оставшееся население, большую часть которого составляли караимы, должно было платить им пошлину за ввоз различных товаров.
  • Примечания

    1. Полканов Ю. А., Полканова А. Ю. Реликтовые особенности этнокультуры крымских караимов // Крымские караимы. История, территория, этнокультура. Симферополь: Доля, 2005.
    2. «Приютом новопришедших Израильтян (праведников) были в самом начале их переселения следующие места. Херсонес, где Кир соорудил себе памятник, Старый Крым (Салхат), Чуфут-Кале, названный „Села Юхудим“, то есть „Иудейская скала“» — Цит. по «О происхождении и истории караимов Крыма» (С. Бейм, 1862)
    3. М. Носоновский. Европейские путешественники и крымские караимы (рецензия на книгу «Karaites Through the Travelers’ Eyes: Ethnic History, Traditional Culture and Everyday Life of the Crimean Karaites According to the Description of the Travelers») (рус.). berkovich-zametki.com. Архивировано из первоисточника 24 ноября 2012. Проверено 5 ноября 2012.
    4. Герцен А. Г., Могаричев Ю. М. Крепость драгоценностей. Кырк-ор. Чуфут-кале. Симферополь, 1993.
    5. KIZILOV, Mikhail. Karaites Through the Travelers’ Eyes: Ethnic History, Traditional Culture and Everyday Life of the Crimean Karaites According to the Description of the Travelers — New York: Al-Qirqisani Center for the Promotion of Karaite Studies, 2003. — p. 194. — ISBN 0-9700775-6-4

    Комментарии: Одноклассники Чат телеграм-канала истории Евпатории
           Группа сайтов
           Новости и анонсы

    09.06.2024: Пополнение библиотеки. Михалон Литвин `О нравах татар, литовцев и москвитян`.

    29.05.2024: Друзья!
    Сегодня у сайта по истории Евпатории День рождения!
    Сайту исполнилось 16 лет!

    Сайт продолжает пополняться новыми материалами, и этих материалов еще немало. Но, к сожалению, к их обработке пока не доходят руки.
    Историю Евпатории нельзя описать полностью. Она каждый раз открывает что-то новое. И я буду стараться рассказать вам об этом.
    С Днём рождения, "История Евпатории. От Керкинитиды до наших дней"!

    29.04.2024: В преддверии Великого праздника Победы для всех евпаторийцев обязателен к прочтению роман евпаторийского писателя Александра Стомы 'Сквозь мутные стекла времени' о Евпатории начала войны.

    29.04.2024: Сайт из группы сайтов по истории Евпатории о Великой Отечественной войне снова доступен. Информация с основного сайта по этой теме будет дополняться и переноситься туда. Возможно, какие-то огрехи вёрстки ещё и попадутся.

    27.02.2024: Добавлена информация о новой книге по истории медицины в Крыму от уважаемого Василия Васильевича Могилы `Медицина Крыма от античности до наших дней`, 2023 года.

    Добавлен новый раздел "Люди твои, Евпатория!". Раздел будет постоянно пополняться

    Добавлена книга Владимира Штифтара `Дачный архитектурный пейзаж в Евпатории`

    В Евпатории еще остались артефакты советской, а иногда и дореволюционной эпохи. Для создания на сайте раздела, посвященного этой теме, прошу евпаторийцев присылать свои фото таких артефактов, а если нет возможности сфотографировать, то адрес, где это находится. В Севастополе это собирают ТАК

    07.08.2022: Измененение адреса сайта по истории Евпатории

    Сайт по истории Евпатории теперь доступен и по адресу история-евпатории.рф

    29.05.2008: открылся мой сайт по истории Евпатории

    Информационные партнеры -
    Краеведческий музей
    Центральная Библиотека

       
    Ключевые слова:
    Евпатория; История; Керкинитида; Гезлев; Этнография Евпатории и Крыма; Герб караимов Крыма