Архитекторы Евпатории
      Скульпторы Евпатории
      Архитектура Евпатории
      Потерянная архитектура

Евпаториийский скульптор Алексей Егорович Шмаков

Многие скульптурные композиции, расположенные в Евпатории с 1967 года, созданы руками скульптора Алексея Егоровича Шмакова. Они украшают Евпаторию, радуют глаз, остаются на фотографиях отдыхающих из многих стран, становятся визитными карточками города.

Предлагаю Вам прочитать интервью с Алексеем Шмаковым, которому исполнилось 75 лет. Статья вышла в газете "Евпаторийская здравница" от 28.05.2008 г.

 ***

Мы беседуем со скульптором Алексеем Шмаковым в его мастерской. На полках не так уж много скульптур, только бюсты, эскизы, проекты памятников.

— Я монументалист, - объясняет Алексей Егорович, - и все мои работы стоят на улицах городов. 75 лет - это возраст, - продолжает он, - когда человек подводит итог правильно ли он жил, что сделал для людей. Моя жизнь очень интересна и богата событиями. Скульптурой занимаюсь 55 лет. Больше всего доволен тем, что удалось сделать очень много: работал я по часам, не только по вдохновению. И без выходных. И вот результат: мной создано и установлено в разных странах 30 крупных памятников воинам, писателям, политическим деятелям и полководцам, много бюстов, монументальных произведений садово-парковой скульптуры, а также портреты и скульптуры для выставок и музеев.

Живя в Италии и Испании, я выполнил в мраморе более ста портретных и фигурных барельефов. В Евпатории установлено 8 памятников моей работы: коммунарам Евпатории, Д.Караеву, М.Горькому, Т.Шевченко, С.Дувану, Ашик Омеру, евпаторийцам, погибшим в годы Гражданской и Великой Отечественной войн, морякам-десантникам, а также 7 произведений садово-парковой скульптуры. Это «Дети Родины», «Материнство», «Мальчик с гирей»; «Мальчика на дельфине», «Отдыхающий Геракл», «Семья на пляже», «Рождение Керкинитиды».

Перечисляю потому, что я свои работы не подписываю, и многие приписывают их другим авторам, и наоборот — приписывают мне чужие. Но главное, что город, наполняясь скульптурой, приобретает эстетический вид, становится привлекательным для отдыхающих. Они постоянно фотографируются возле памятников, и таким образом слава о Евпатории разлетается далеко за ее пределами. К примеру, у «Отдыхающего Геракла» чуть ли не очередь, композиция построена так, что очень удобно сесть греческому силачу на колени. Ряд моих скульптур находится на территориях санаториев. — Ну вот, вы кратко отчитались. Однако не сказали о том, что за каждой скульптурой, тем более памятником, стоит большой труд. Создание такого произведения начинается с размышлений, трудных поисков решения. Хотелось бы услышать, как идет творческий процесс. - Кратко не получится.

Создание памятника — это уже целая история, вся работа состоит из поисков, переделываний, решения многочисленных проблем и художественных задач. И зрителю знать об этом не надо. Сколько художник мучился, его тоже не интересует, главное, чтобы ему понравилось. Когда я создавал памятник правителю империи инков Атауальпе в Эквадоре, мне помогали местные рабочие. И вот однажды один из них мне говорит: «Вы знаете, он похож на моего отца». Ну, думаю, хорошо, значит мне удалось передать национальный тип индейца. Но надо еще создать образ вождя всех инков. Приезжает посмотреть работу преподаватель факультета искусств национального университета профессор Бравомало. Дал пару полезных советов и отметил главное - образ вождя есть. Потом на торжественном открытии памятника, где на трибуне были члены правительства, командующие, при огромном стечении народа, я видел по лицам, что памятником довольны, признали его своим. На торжественном обеде я сидел рядом с мэром столицы и королевой красоты и чувствовал всеобщее внимание к себе. А на следующий день все главные газеты страны сообщили об этом событии с обширными комментариями, с фотоснимками памятника и митинга. Потом консул России писал мне в письме в Евпаторию: «Ваш Атауальпа часто мелькает на телевидении». Что характерно, ни в процессе работы над памятником, ни после его открытия не было ни единого замечания ни от какого руководителя или любого человека - полное доверие к творцу.

Кстати, о вождях: сейчас Ленина стараются забыть, а мне пришлось выполнить не один памятник Ильичу, а бюстов и барельефов не сосчитать, например, барельеф головы Ленина для Симферопольского дворца пионеров был размером 2 на 1,5 метра. А монументальный бюст Ленина в дар Евпатории, превышающий в четыре раза натуральную величину и сейчас стоит за кулисами нашего городского театра.

- Наша газета но раз писала о вашем творчестве, и ваши скульптуры здесь у всех на виду. Хотелось бы знать о ваших творениях за пределами Евпатории.

- Ну, начнем с Крыма. На Перекопе в 1970 году установлен созданный мною памятник воинам Четвертого Украинского фронта, форсировавшим Сиваш, а в Симферопольском государственном университете в 2000 году - большой бронзовый барельеф академика В.Вернадского, первого президента Академии наук Украины. Интересна история его создания. Поскольку сроки были авральные, в работе были недостатки. И вот ректор университета бывший первый секретарь обкома партии Николай Багров, конечно, заметил их. И решил пригласить на консультацию председателя Союза художников Крыма Леонида Лабенка. Приезжает Лабенок на своей «Волге», подтверждает: «Да, есть недоработки». И тут же отмечает положительные моменты, употребив выражение «соколиный взгляд». И бюст утвердили. Заказывали мне и подарок от Крыма для Л.Кучмы к дню рождения. Там использовалась символика Крыма, а поскольку Кучма по гороскопу Лев, то в композицию входит барельеф льва. А потом мне заказали сразу два портрета: В.Ющенко и Ю.Тимошенко — для отправки в Киев к их дням рождения.

А еще был случай. После окончания института я был направлен в Брест, сделал там несколько крупных памятников и кое-что дня музея Брестской крепости. Однажды приезжает партийный руководитель из Волынской области и заказывает мне памятник партизанам. Сделав проект, привожу его туда. Поставили работу в кабинете секретаря райкома, а там еще и секретарь обкома комсомола оказался. Рассмотрели внимательно, и вдруг комсомольский вожак изрек: «Излишество все это». Я решил возразить: «В постановлении правительства речь идет об архитектурных излишествах, а искусство излишеством никогда не будет». Хотел еще добавить, что надо более внимательно читать партийные документы, но тот грубо оборвал: «Я отдаю отчет своим словам». Выходит, что скульптор не отдает отчет своим словам. Зависла гнетущая тишина. Наконец секретарь райкома партии говорит: «Жители письмами завалили — столько времени после войны прошло, а памятника все нет. Надо ставить». Через несколько лет, находясь в Киеве, проходил по Крещатику, и вижу: мой памятник на обложке книги в витрине магазина.

По роду своей деятельности много приходилось встречаться с партийными и хозяйственными руководителями, однажды даже с самим Леонидом Ильичом. Есть фото с его рукопожатием. Как человек он производил очень приятное впечатление: не важничал, не корчил из себя неприступного государственного деятеля, наоборот - был очень веселым, улыбка не сходила с его лица. Динамичный остроумный человек. А вот Косыгин, который был рядом, наоборот - полная противоположность Брежневу, угрюмый, с каменным выражением лица, И все время молчал.
Естественно, у себя на родине и за границей я общался с художниками, писателями, артистами. В Индии была встреча с всемирно известными киноактером Раджем Капуром на киностудии в Бомбее и с художником Святославом Рерихом в его доме в предместье Бангалора. С делегацией ЦК ВЛКСМ присутствовал даже на заседании индийского парламента. Жизнь моя была полна событий, можно написать не одну книгу. Я объехал полмира, купался в трех океанах: Тихом, Индийском и Атлантическом. Причем в Тихом - сперва на восточном берегу в Южной Америке, а потом - на западном в Австралии. А на Атлантическом океане жил в Майами, в доме на берегу океана и купался каждый дань утром и вечером.

В Италии я дружил с писателем Дмитрием Ивановым, сыном известного русского поэта-символиста Вячеслава Иванова (не путать с Всеволодом Ивановым). Он мне много помогал. Запомнились его слова: «Вы счастливый человек, вас все любят и вам все помогают».

Живя два года в столице Эквадора Кито, я дружил с директором русской службы радиостанции «Голос Анд» священником и журналистом Вальтером Кулаковым (Кулакофф). А в Париже удалось пожать руку самому Франсуа Миттерану.

В Италии установлен и выполнен в граните мой памятник погибшим во Второй мировой войне мирным жителям и монумент «Рассерженный вулкан». Итальянский искусствовед Джорджио Теллан написал для журнала «Ди Арт» статью «Алексей Шмаков - скульптор Востока и Запада». Я был принят в Союз итальянских художников.

Всех путешествий не опишешь, впечатления неизгладимые.
Хотелось бы услышать, к каким выводам вы пришли, отдав жизнь искусству?

Прежде всего пришел к тому, что дело это трудное, недаром называется искусством. Искусство - это высший вид деятельности человеческого духа. Вдохнуть жизнь и чувство в камень и бронзу, даже просто скопировать натуру трудно. Все пропорции и соотношения человеческой фигуры настолько уравновешены, построены по законам красоты, что очень трудно передать эту красоту, и мы называем художника великим, когда ему удается приблизиться к передаче совершенства природы. И, наконец, скажу, что цель художника -стремление к совершенству, такая же цель должна быть у каждого человека. Великое зло делает телевидение, пропагандируя насилие и безнравственность, при этом утверждая: время, мол, такое. Время здесь ни при чем, в любое время нужно оставаться человеком. Доброе отношение к людям, честность, порядочность, вежливость, совестливость, учтивость, верность, преданность, внимательность, ласковость, скромность - эти лучшие человеческие качества сейчас называют несовременными. Вот до чего нас довели! Многие ли понимают, что это наша самая большая беда? Разумный человек не может быть злым. Главное украшение в жизни - добро, главная цель человека -быть добрым. Сделай свой разум и сердце чистыми и светлыми - и сделаешь счастливыми себя и окружающих. Вот на этом мне хотелось бы закончить.

       Группа сайтов
       Новости и анонсы

27.02.2024: Добавлена информация о новой книге по истории медицины в Крыму от уважаемого Василия Васильевича Могилы `Медицина Крыма от античности до наших дней`, 2023 года.

23.01.2024: Для чтения добавлен новый раритет 'Вестник всемирной истории (выдержка) январь 1902 года 'Под Евпаторией. Из воспоминаний о Крымской войне В.Смирнова'.

08.01.2024: Для чтения добавлен новый раритет Что говорят забытые могилы, 1912 года.

06.01.2024: Для чтения добавлен новый раритетный справочник Евпатория – Саки. Курортный справочник.

04.01.2024: Завтра 82-я годовщина Евпаторийского десанта 1942-го года. Добавлен новый фотоальбом о тех событиях.

23.12.2023: Добавлен новый раздел "Люди твои, Евпатория!". Раздел будет постоянно пополняться

В подразделе «Прошлое (кино- видео хроника)» восстановлено воспроизведение всех видео после изменений с Flash Player. Видео подраздела с моего канала на Ютуб дублировано на мой канал на РУтуб.

Добавлен справочник И. и А.Каблуковы `Крымские солёные озера`

Добавлен справочник `Евпатория как курорт и климатическая станция`, издание Евпаторийской городской Управы .

Обновлен и расширен раздел Геральдика. Теперь `Геральдика` совместится с разделом Этнография .

Добавлен сборник Калашников В.М. `Британский взгляд на Крым. (хроники, мемуары, дневники XVII — первой четверти XIX столетия)`

Добавлен очерк `Мойнакские грязи в Крыму близ Евпатории`

Добавлен очерк А. Адамовича `Электрическая железная дорога Евпатория-Симферополь-Ялта`

Добавлен сборник статей `Целебные силы курорта Евпатории`

Добавлена книга Владимира Штифтара `Дачный архитектурный пейзаж в Евпатории`

В Евпатории еще остались артефакты советской, а иногда и дореволюционной эпохи. Для создания на сайте раздела, посвященного этой теме, прошу евпаторийцев присылать свои фото таких артефактов, а если нет возможности сфотографировать, то адрес, где это находится. В Севастополе это собирают ТАК

07.08.2022: Измененение адреса сайта по истории Евпатории

Сайт по истории Евпатории теперь доступен и по адресу история-евпатории.рф

29.05.2008: открылся мой сайт по истории Евпатории

Информационные партнеры -
Краеведческий музей
Центральная Библиотека

   
Ключевые слова:
Евпатория; История; Керкинитида; Гезлев; архитектура; Евпаториийский скульптор Алексей Егорович Шмаков