Школьные годы в Евпатории
      Истории в судьбах
      Сильные духом. Евпаторийцы
      Известные люди в Евпатории
      Почетные граждане Евпатории
      История национального вопроса

Борис Саадьевич Ельяшевич

Борис Саадьевич ЕльяшевичБорис Саадьевич Ельяшевич (Берахья-Эзриэль бен Саадья Эльяшевич) (13(26) марта 1881 г.,г. Поневеж, Литва - 9 января 1971 г., Евпатория) - караимский газзан в Евпаторийской кенаса (1920—1929 г.г.), хранитель библиотеки «Карай-Битиклиги», всю жизнь посвятивший беззаветному служащегию во благо караимского народа.

Борис Саадьевич Ельяшевич 18 лет был караимским учителем, 16 лет газзаном, 5 лет исполнял обязанности гахама, 8 лет - хранителем библиотеки-музея «Карай-Битиклиги». Первый организатор и руководитель караимского хора мальчиков. Этим хором Борис Саадьевич проводил в последний путь в 1911 году Третьего Таврического и Одесского гахама Самуила Моисеевича Пампулова, и в 1912 году своего любимого учителя, выдающегося караимского ученого, и просветителя И.И. Казаса.

Борис Саадьевич Ельяшевич родился 13(26) марта 1881 года в г. Поневеж, в Литве. В 1892 г. семья Ельяшевичей переехала в Москву. Караимскую и русскую грамоту он усвоил от своего отца - Саадья Семеновича, так как школу посещать не пришлось. От своего отца - Саадьи Семеновича Ельяшевича - унаследовал необычайный патриотизм и страстную любовь к родной культуре. Поскольку семья бедствовала, московское караимское общество за свой счет послало 14-летнего Бориса в Евпаторию, где в 1895 году открывалось караимское училище по подготовке учителей для караимских школ.

После отличного окончания Александровского Караимского Духовного Училища в Евпатории, Борис Саадьевич уезжает в Москву, где проходит воинскую службу в армии. За несколько месяцев до окончания службы, Ельяшевич направил письмо инспектору АКДУ (Александровского Караимского Духовного Училища в Евпатории)— Илье Ильичу Казасу, с которым поделился своим желанием работать учителем в Евпатории. В своем ответном письме И.И. Казас пообещал всяческую поддержку Ельяшевичу в трудоустройстве.

В должности караимского учителя Ельяшевич прослужил 18 лет.

В 1915 году караимским Гахамом был избран Серая Маркович Шапшал. По существовавшему в то время положению его заместителем являлся старший газзан Соборной кенаса Евапатории - Борис Саадьевич Ельяшевич.

Обладая хорошим музыкальным слухом и приятным мелодичным голосом, Борис Саадьевич организовал из учеников караимских школ духовный хор, который славился стройным пением и прекрасными голосами.

Борис Саадьевич ЕльяшевичВ начале 20-х годов прошлого века эмигрировал гахам, по причине голода выехал в Москву инспектор АКДУ А.И. Катык и заведующий караимской библиотекой С.С. Ельяшевич. Советской властью было упраздено АКДУ и Караимское Духовное Правление. Из всех работников караимских институций в Евпатории остался Б.С. Ельяшевич. Он поселился при библиотеке-музее, и в течение 9 лет бесплатно нес охрану материально-культурного наследия караимского народа.

В 1928 году над библиотекой «Карай-Битиклиги» нависла угроза ликвидации и расчленения ее фондов по разным библиотекам.

Убедившись, что спасти, ее от расчленения невозможно, Борис Саадьевич поехал в Ленинград, где обращатился к академику Коковцеву, а через него в Академию Наук, и добился, чтобы ценнейшие собрания караимских рукописей были переведены на хранение в Ленинград в библиотеку им. Салтыкова-Щедрина, а другая часть духовного наследия караимов в Москву, в библиотеку им. Ленина. Благодаря этого ценнейшие караимские материалы сохранились до наших дней.

После закрытия библиотеки-музея «Карай битиклиги» в 1929 году — последнего караимского учреждения в Евпатории, Борис Саадьевич Ельяшевич переехал с семьей в Подмосковье, в связи с болезнью отца. Это время было для него наиболее тяжелым, так как он имел духовный сан, и считался лишенцем, и не имел право работать на государственной службе. Тем не менее, он работал простым служащим, учителем музыки в школе.

В начале 1930 годов, Бориса Саадьевича вместе с отцом Саадья Семеновичем, который имел духовное звание «эрби», то есть имел право быть караимским учителем и газзаном, вызвали в НКВД. Борису Саадьевичу предложили написать в газету, и отказаться от духовного сана, на что он ответил отказом: «Это я сделать не могу, мой народ сочтет меня изменником», и остался по-прежнему лишенцем.

В марте 1946 году караимы Евпатории обратились к Ельяшевичу с письменным приглашением возглавить общину и занять должность газзана при кенаса (следует заметить, что закрытый советской властью караимский храм в Евпатории возобновил деятельность при оккупационном немецко-фашистском режиме в 1942 году; в военное время газзаном кенаса был Рафаил Яковлевич Кальфа). Борис Саадьевич дал свое согласие и незамедлительно переехал в Евпаторию, где горячо был встречен всеми единоверцами. В Евпатории Ельяшевич вновь единогласно избран и утвержден Совмином СССР на должность газзана.

Ельяшевич прослужил газзаном до июля 1958 года, и оставил должность по причине старости и слабости здоровья. Менее чем через год караимская кенаса в Евпатории была закрыта, а сама община снята с регистрации.

Прожив долгую, трудную и интересную жизнь, Борис Саадьевич Ельяшевич скончался 9 января 1971 года, похоронен на Евпаторийском караимском кладбище. Но память о нем не угасает, и ежегодно в начале января в кенаса Евпатории звучит поминальная молитва о «последнем печальнике караимов» — Берахья-Эзриэль бен Саадья Эльяшевич.

Ельяшевич с большим энтузиастом и ответственностью относился к исполнению своих обязанностей, будь это проведение богослужения в храме, создание караимской библиотеки-музея «Карай-Битиклиги», преподавание в караимской школе или Училище, участие в заседаниях Караимского Духовного Правления и издание его печатного органа, подготовка и проведение народных съездов, ведение документации и работа в архивах.

Он не только в совершенстве владел родным языком, но и прекрасно знал древнееврейский, арабский, турецкий и французский языки. Это позволяло ему свободно работать с любыми материалами и документами библиотеки-музея.

Живя при библиотеке, Ельяшевич все свободное время посвящал освоению и изучению книжного и рукописного фонда, а также предметов материальной культуры. Его глубокие знания не раз помогали ученым при работе с древними текстами на караимском языке, изучении фондов музея.

 

По материалам http://ru.wikipedia.org/wiki/Борис_Саадьевич_Ельяшевич
       Группа сайтов
       Новости и анонсы

27.02.2024: Добавлена информация о новой книге по истории медицины в Крыму от уважаемого Василия Васильевича Могилы `Медицина Крыма от античности до наших дней`, 2023 года.

23.01.2024: Для чтения добавлен новый раритет 'Вестник всемирной истории (выдержка) январь 1902 года 'Под Евпаторией. Из воспоминаний о Крымской войне В.Смирнова'.

08.01.2024: Для чтения добавлен новый раритет Что говорят забытые могилы, 1912 года.

06.01.2024: Для чтения добавлен новый раритетный справочник Евпатория – Саки. Курортный справочник.

04.01.2024: Завтра 82-я годовщина Евпаторийского десанта 1942-го года. Добавлен новый фотоальбом о тех событиях.

23.12.2023: Добавлен новый раздел "Люди твои, Евпатория!". Раздел будет постоянно пополняться

В подразделе «Прошлое (кино- видео хроника)» восстановлено воспроизведение всех видео после изменений с Flash Player. Видео подраздела с моего канала на Ютуб дублировано на мой канал на РУтуб.

Добавлен справочник И. и А.Каблуковы `Крымские солёные озера`

Добавлен справочник `Евпатория как курорт и климатическая станция`, издание Евпаторийской городской Управы .

Обновлен и расширен раздел Геральдика. Теперь `Геральдика` совместится с разделом Этнография .

Добавлен сборник Калашников В.М. `Британский взгляд на Крым. (хроники, мемуары, дневники XVII — первой четверти XIX столетия)`

Добавлен очерк `Мойнакские грязи в Крыму близ Евпатории`

Добавлен очерк А. Адамовича `Электрическая железная дорога Евпатория-Симферополь-Ялта`

Добавлен сборник статей `Целебные силы курорта Евпатории`

Добавлена книга Владимира Штифтара `Дачный архитектурный пейзаж в Евпатории`

В Евпатории еще остались артефакты советской, а иногда и дореволюционной эпохи. Для создания на сайте раздела, посвященного этой теме, прошу евпаторийцев присылать свои фото таких артефактов, а если нет возможности сфотографировать, то адрес, где это находится. В Севастополе это собирают ТАК

07.08.2022: Измененение адреса сайта по истории Евпатории

Сайт по истории Евпатории теперь доступен и по адресу история-евпатории.рф

29.05.2008: открылся мой сайт по истории Евпатории

Информационные партнеры -
Краеведческий музей
Центральная Библиотека

   
Ключевые слова:
Евпатория; История; Керкинитида; Гезлев; Борис Саадьевич Ельяшевич