Статья любезно предоставлена Н. Павленковой и Т. Дугиль для публикации на сайте по истории Евпатории. Авторские права принадлежат Н. Павленковой и Т. Дугиль
Евпаторийский городской театр
20 апреля (3 мая) 1910 года в Евпатории, по словам городского головы Семена Эзровича Дувана, был двойной праздник - во второй день Пасхальной недели в торжественной обстановке был освящен и открыт городской театр - сегодня это Евпаторийский городской театр им. Пушкина.
«Сцена воспитывает и облагораживает нас»
Евпаторийский театр до революции
Евпаторийский театр. Современный вид
Отмечая столетие евпаторйского театра
«Сооружая театр, вы создали в городе одно из важнейших просветительных учреждений, вы создали доступную для всех классов народа высшую школу. Школа эта показывает нам наглядно в реальных и ярких образах всю человеческую жизнь со всеми ее светлыми и темными проявлениями. С высоты кафедры-сцены она преподает нам чистую мораль в конкретных примерах. Изображая одинаково сильно то жизнь великих героев, то жизнь великих преступников, показывая людские страсти со всеми их роковыми последствиями, сцена воспитывает и
облагораживает нас. Осмеивая в сатире-комедии человеческие слабости и пошлости, она учит нас остерегаться в своих житейских поступках всего смешного и пошлого. Таково нравственное значение народной школы, называемой театром. И не будет преувеличением сказать, что если не всегда, то весьма часто мы выходим из него лучшими, чем вошли…» - так определил Семен Эзрович Дуван предназначение любимого своего детища в речи, произнесенной на открытии городского театра.
В фойе была тогда установлена золотая доска с именами тех, кто принимал деятельное участие в его постройке: «Городской театр сооружен в 1908-1910 гг. в бытность городским головой С.Э. Дувана по проекту и под руководством архитекторов А.Л. Генриха и П.Я. Сеферова». Постройку производила строительная комиссия под председательством городского головы при участии членов Управы И.Х. Ламброва и И.М. Пашурова и гласных Думы: П.Е.Давидова, И.Ю.Захт и А.М.Павлова под техническим надзором техника-рисовальщика Жукова. Здесь же в фойе был установлен большой портрет потомственного почетного гражданина Мордхая Симовича Сарача (1845-1903), который еще в январе 1901 года заявил о своем щедром пожертвовании в 25 тысяч рублей на постройку театра, и чей щедрый дар дал «первый толчок к осуществлению заветной мечты евпаторийцев».
Для открытия городского театра была приглашена оперная труппа под управлением М.Е. Медведева
Исаак Дуван-Торцов
В состав труппы М.Е. Медведева входили П.И. Цесевич, М.И. Менцер, М.М. Скибицкая, С.И.Друзякина, С.Ю.Левик, Успенский и Полуев. Почему выбор пал именно на эту труппу можно лишь предположить. Брат городского головы Исаак Эзрович Дуван-Торцов (1873-1941) антрепренер, актер и режиссер, в 1906 -1911 годы держал антрепризы в Киеве. Михаил Медведев в это время преподавал в Киевской консерватории, организовал «Киевские оперные высшие музыкальные и драматические курсы». Личность оперного актера была на виду и известна в России.
Первым спектаклем, показанным на сцене нашего театра, была опера «Жизнь за царя» ("Иван Сусанин" - М.Б.) М.И. Глинки. Выбор именно этой оперы был не случаен, и это подчеркнул в своей речи при открытии театра С.Э. Дуван: «… Посредством пьес исторического содержания сцена знакомит нас с важнейшими событиями общечеловеческой жизни, придавая им яркое, вразумительное освещение… Она возвышает наше народное чувство, знакомя с великими событиями отечественной истории и подвигами народных героев, положивших жизнь за родину, как это мы увидим сегодня в пьесе, которая первой пойдет на нашей девственной сцене».
Сто лет назад впервые со сцены нашего театра зазвучали голоса, для которых старались архитекторы, создавая неповторимую акустику зала - бас Цесевича (в роли Ивана Сусанина), меццо-сопрано Менцер, баритоны Полуева и Левика, контральто Скибицкой и тенор Успенского. Партию Собинина исполнил сам Михаил Медведев, ведь эта роль в 1882 году стала его творческим дебютом - двадцать восемь лет назад именно в этой роли он впервые вышел на сцену Киевской оперы (антреприза И. Сетова). Медведев обладал исключительным по красоте и силе голосом, который по достоинству оценили Н.Г. Рубинштейн, П.И. Чайковский и многие современники. Благодаря постройке театра услышать его голос смогла и евпаторийская публика.
Открытие театра стало для города грандиозным событием. Местная газета 24 апреля 1910 года писала: «…творилось что-то особое, торжественное, праздничное и с трудом верилось, что находишься в Евпатории… Театр создал новую облагораживающую эпоху».
В программу гастролей вошли спектакли: «Жизнь за царя» М.И. Глинки, «Евгений Онегин» П.И. Чайковского, «Фауст» Ш.Гуно, «Демон» А.Г. Рубинштейна, «Кармен» Ж. Бизе, «Русалка» А.С. Даргомыжского, «Аида» и «Риголетто» Д. Верди. В «Аиде» пел сам М. Е. Медведев – партию Амонасро, эфиопского царя, отца Аиды. Роль Аиды исполняла С.И. Друзякина, партию Амнерис, дочери египетского царя – М.М. Скибицкая, Радамеса, начальника дворцовой стражи исполнил Успенский, Рамфиса, верховного жреца – П.И. Цесевич. Партию Татьяны в «Евгении Онегине» и Кармен в одноименной опере исполняла С.И. Друзякина, виртуозно владевшая двумя голосами - меццо-сопрано и контральто. Цесевич исполнял партии Мефистофеля в опере «Фауст» Ш.Гуно и Мельника в «Русалке» А.С. Даргомыжского. Впервые в Евпатории были показаны лучшие мировые оперы! Впервые зазвучали голоса известных актеров оперы, выступавших в лучших театрах России!
Сейчас, по прошествии столетия, многим неравнодушным к истории евпаторийцам наверняка интересно будет подробнее узнать судьбы актеров, талант которых породил легенду: «В открытии нашего театра принимала участие труппа Мариинки».
20.07.1852—08.08.1925
У Михаила Медведева был не только красивый голос несколько горлового тембра, но и большое драматическое дарование. И, видимо, не случайно П.И. Чайковский именно ему доверил первое исполнение партии Ленского в «Евгении Онегине». Еще в студенческие годы Михаил Медведев подготовил под руководством П.И. Чайковского партию Ленского и пел ее на премьере оперы в 1879 году в ученическом спектакле, став первым исполнителем партии Ленского.
В дальнейшем его сценическая судьба сложилась успешно, ему доверяли первое исполнение многих оперных партий: Вакулы («Рождественская ночь»), Роллы («Ролла»), Саввушки («Каширская старина»), Кирибеевича («Купец Калашников»), Канио («Паяцы»), Самсона («Самсон и Далила»). По настоянию П. Чайковского в Большом театре он первым исполнил партию Германа в «Пиковой даме». Многие критики считали, что партия Германа - его лучшая работа. При подготовке партии он постоянно консультировался с композитором, который подарил певцу клавир с надписью: «Лучшему Герману».
В репертуар певца входили как лирические, так и драматические партии, среди его лучших партий: Отелло (одноименной опере Дж.Верди), Васко да Гама («Африканка» Д.Мейербера), Финн («Руслан и Людмила» Глинки), Хозе («Кармен» Бизе), Иоанн Лейденский («Пророк» Мейербера), Герцог («Риголетто» Верди).
Ме́ер Хаи́мович Бернштейн родился в семье раввина 8 (20) июля 1852 года в Белой Церкви (по другим данным в селе Ракитное Киевской губернии). С детства обладал красивым голосом (альтом). Вошел в историю российского оперного искусства как оперный певец (тенор), педагог и антрепренер. В 1876 году юный Медведев поступает в Киевское музыкальное училище, где учится пению сначала в классе А. Ваккер, затем у И. Кравцова.
Обладатель прекрасного баритона и недюжинного литературного дарования Сергей Юрьевич Левик писал в своих «Записках оперного певца»: «М.Е. Медведев, как он сам рассказывал, начал петь с детства в хоре, в 17 лет он перебрался в Киев. Предоставленный самому себе, он не успел наголодаться, как в Киев приехал Николай Григорьевич Рубинштейн набирать учеников для Московской консерватории. Худой, плохо одетый юноша с горящими глазами и ломающимся еще голосом пошел к нему на пробу. Н.Г. Рубинштейн пленился бархатными нотками молодого и красивого тенора, сразу угадал талантливого человека и увез его в Москву. Он поселил ученика у себя в доме, поил, кормил и одевал его, сам учил теоретическим предметам и наблюдал за уроками пения, которые давал ему профессор Гальвани».
После такой тщательной подготовки он был зачислен сразу на 3-й курс Московской консерватории в класс Дж. Гальвани. Одновременно Медведев обучался сценическому мастерству в классе выдающегося артиста Малого театра Ивана Васильевича Самарина.
Михаил Медведев в образе Ленского
После окончания Московской консерватории в 1881 году он становится солистом оперного театра в Киеве, в 1883 г. переезжает в Харьков. С самого начала творческого пути он много гастролировал по России: Одесса, Казань, Тифлис и др. города. Затем таланту Медведева рукоплескала Москва, где в 1885-1886 годах он был солистом императорского Большого театра. Сезон 1891-1892 годов он удостоился чести петь на сцене императорского петербургского Мариинского театра, дебютировав в партии Отелло («Отелло» Дж. Верди). Вот, видимо, где корни любимой евпаторийцами легенды! Артист, хотя бы сезон отработавший на подмостках Мариинки, в сознании народа навсегда оставался корифеем прославленной сцены…
Однако вскоре Михаил Медведев оставил казенную сцену, вновь гастролировал по российским городам - пел в Харькове, Одессе, Казани, Тифлисе... В концертных программах исполнял камерные произведения Ф.Шуберта, Ж.Массне, Ц.А.Кюи, А.С.Аренского, М.И. Глинки, П.И. Чайковского. Возглавлял оперные труппы, выступавшие на Украине и юге России.
В 1898 году он попробовал себя на педагогическом поприще - преподавал в Киевской музыкальной школе Блюменфельда. Однако недолго и в 1898–1900 годы с большим успехом гастролировал в США - Нью-Йорк, Филадельфия, Бостон, Чикаго и Канаде - Монреаль, Квебек. В 1901 году организовал оперную труппу для выступлений в Америке. Гастролируя по Северной Америке, Михаил Медведев пропагандировал произведения русских композиторов М. Глинки, Ц. Кюи, Н. Римского-Корсакова, А. Аренского, Чайковского, а также исполнял концертные произведения Ф. Шуберта, Ж. Массне. Местные газеты писали: «Исполнением романсов Чайковского Медведев открыл Америке русского Шуберта»; «Прекрасное исполнение романсов Чайковского не часто приходится слышать. Поэтому редким наслаждением было слушать их в исполнении Медведева».
Михаил Медведев в 1901-1905 годы преподавал в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества (с 1903 года он - профессор), в московской «Студии около Арбатских ворот». Затем он вновь переезжает в Киев, где осенью 1907 года его приглашают в Киевскую оперу в качестве учителя сцены. С 1908 г. по 1911 г. преподает в Киевской консерватории, затем открывает «Киевские оперные высшие музыкальные и драматические курсы», где, помимо вокала, преподавались теория музыки, дикция и сценическое мастерство.
После открытия театра в Евпатории и успешных выступлений на его сцене, труппа М. Медведева проследовала далее на гастроли по Северному Кавказу и Донецкому бассейну.
В шестидесятилетнем возрасте Медведев переезжает в Саратов, где с 1912 г. по 1925 г. работал в консерватории, вел оперный класс и класс сольного пения, основал совместно с Н.Сперанским постоянный оперный театр (1918–20) и был его руководителем.
Среди учеников Михаила Медведева - Александр Мозжухин, Григорий Пирогов, Лидия Русланова, В. Г. Воинов, В. Дамаев, А. Дроздов, С. Левик, М. Ростовская-Ковалевская, М. Скибицкая, Б. Хохлов.
Архив певца хранится в Государственном Доме-музее П.И. Чайковского в Клину. Среди реликвий его архива - план Евпаторийского городского театра, преподнесенный ему в день открытия театра в знак благодарности и признательности.
Соперник самого Шаляпина (Платон Иванович Цесевич)
Платон Цесевич
07.12.1879—30.11.1958
Партию Ивана Сусанина в день открытия евпаторийского театра исполнил молодой, но уже опытный актер оперы – Платон Цесевич. Обладатель выдающегося баса, снискал славу «соперника самого Шаляпина». Цесевича часто называли «вторым Шаляпиным». Правда, сам Платон Иванович отвечал на это, что он не «второй Шаляпин», а «первый Цесевич».
Платон Цесевич в образе Бориса Годунова
Родился Платон Иванович Цесевич 25 ноября (7 декабря) 1879 года в небольшой деревушке Негнедичи Минской губернии. Украинец по национальности, Платон Цесевич родился в Белоруссии, десяти лет он попал в Киев и был принят дискантом в один из лучших церковных хоров того времени – в хор Софийского собора.
После мутации голос Платона Ивановича тянется вверх – не то в баритоны, не то даже в тенора. Юноша попадает к екатеринославскому педагогу И.А. Левину. Тот угадывает в юноше бас, и начинает соответственно настраивать его голос.Однако для заработка Платон пробует сочетать учебу с театром.
Его принимают в труппу Украинского музыкально-драматического театра. Но это не может не тормозить занятий. Тогда Платон Цесевич оставляет сцену и уходит на завод, где становится квалифицированным рабочим, оттуда он перекочевывает в железнодорожные мастерские. С переменой профессии он меняет и педагога – переходит к А.Я. Любину. Пластике он учится у балетмейстера Манебена – и что бы Цесевич ни пел, он всегда выделялся прекрасной выправкой и величавостью. Сценическому искусству его обучает актер-режиссер А.П. Петровский.
Платон Цесевич в образе Мефистофеля
В 1904 году Платон Цесевич из рабочих уходит в артисты - его приняли солистом труппы Харьковской оперы под художественным руководством М.О. Штейнберга. Через два года он был приглашен в Петербург в оперу Народного дома. Затем с 1907 года следуют многочисленные гастроли на юге России - Одесса, Харьков, Киев, Тифлис. В это время судьба свела его с Михаилом Медведевым, в труппе которого он успешно гастролировал, исполняя ведущие оперные партии.
В 1915 году осуществляется заветная мечта – Платона Цесевича принимают солистом императорского Большого театра в Москве, следующий сезон он – солист знаменитого Оперного театра Зимина. Однако революционные события вынудили актера покинуть столицу и вновь вернуться на юг. С 1918 по 1923 год он выступал в городах Украины и Кавказа.
После установления советской власти он продолжал гастроли как концертирующий певец, ему даже разрешили гастроли за рубежом. В 1925-26 годах ему посчастливилось выйти на сцены крупных европейских оперных театров - он пел в оперных труппах Франции, в 1932 году - в Италии. После возвращения – вновь гастроли по городам России.
Платон Цесевич обладал подвижным могучим голосом красивого тембра и большого диапазона. Среди лучших его партий: Мельник, Гремин («Евгений Онегин»), Кочубей («Мазепа»), Царь Салтан («Сказка о царе Салтане»), Борис Годунов, Сусанин, Дон Базилио, Филипп («Дон Карлос» Дж.Верди) и многие другие.
В 1947 году Платон Иванович был удостоен звания народного артиста РСФСР. Активно продолжал концертировать.
Высокую оценку его творчества дал известный историк оперного искусства С. Левик: «Среди басов первое место по справедливости принадлежало скончавшемуся в конце 1958 года Платону Ивановичу Цесевичу. У этого певца было много больших достоинств, но были и кое-какие недостатки. Начнем с последних. У Цесевича было чуть-чуть шепелявое произношение, была склонность к провинциальным эффектам, он отличался также подчеркнутым скандированием слов… Но голос у Цесевича был выдающийся – и за это ему все прощалось. Голос отличался широтой, мягкостью, красотой, яркостью, мощью. В этом голосе были жидковатые низы, и поэтому Цесевич не должен был бы петь такие партии, как, например, партия Кардинала в «Дочери кардинала», хотя он их и пел. Узковаты, как у большинства басов, были верхи, казавшиеся иногда искусственно выдуваемыми. Но этот голос исходил из громадной груди бывшего рабочего легко и свободно, всегда был полон искреннего чувства и как бы преисполнен собственного достоинства, он словно самой природой был предназначен для высокой, величавой фигуры певца. В то время Цесевич представлялся мне лучшим после Ф.И. Шаляпина исполнителем Бориса Годунова и, безусловно, лучшим Кочубеем в «Мазепе» П.И. Чайковского. Сцена галлюцинаций Бориса и сцена Кочубея в тюрьме проводились артистом на высоком реалистическом уровне, с большой эмоциональностью и художественным тактом… В роли Мельника он проявлял много искренности, но в сцене сумасшествия переигрывал. Очень тепло он пел Сусанина».
Платон Цесевич
Двадцатого апреля 1910 года евпаторийской публике (кому посчастливилось попасть на первое представление) было доставлено удовольствие услышать великий голос России – Платона Ивановича Цесевича. Молодого тридцатилетнего певца ждала сцена императорского Большого театра, столичные слава и овации были еще впереди…
В 2007 году вся астрономическая общественность отмечала юбилей - 100 лет со дня рождения крупнейшего советского астронома, выдающегося исследователя переменных звезд, члена корреспондента Академии наук УССР, доктора физико-математических наук, профессора Владимира Платоновича Цесевича, сына Платона Цесевича.
Слово о летописце (Израиль Юлианович Левик)
Сергей Левик
1
Имена участников антрепризы Михаила Медведева, обновивших подмостки евпаторийского театра, мы сегодня знаем благодаря Сергею Юрьевичу Левику, на которого неоднократно ссылались выше. В своих «Записках оперного певца» на странице 306 он четко обозначает: «Сезон 1910 г. – я поехал на лето служить в труппу М.Е. Медведева, которая выезжала «в поездку по Крыму, Северному Кавказу, Донецкому бассейну и т.д.», и его сведения заслуживают доверия хотя бы потому, что исходят от профессионала и очевидца событий. Начав свой творческий путь в труппе М. Медведева как артист оперы (баритон), Сергей Левик вошел в историю еще и как камерный певец, активный общественный деятель, музыкальный критик и переводчик.
Родился Сергей Юрьевич Левик (настоящие имя и отчество Израиль Юлианович) 16(28) ноября 1883 года в городке Белая Церковь Киевской губернии. С 9 лет жил в Бердичеве. В двадцать четыре года юноша поступает в Киеве на Высшие оперные и драматические курсы в класс Михаила Медведева. Первое его выступление (совместно с итальянскими певцами!) состоялось в 1908 году. Три сезона (1909-1912 годы) был солистом петербургского Народного дома, входил в Товарищество оперных артистов под управлением. М. Кирикова и М. Циммермана, позднее – участвовал в антрепризе Н. Фигнера, затем А. Аксарина, где дебютировал в партии Демона. В 1912-1916 годах выступал в петербургском Театре музыкальной драмы.
В 1910 году с труппой своего учителя М. Медведева гастролировал по городам России - Харьков, Киев, Минск, Москва, Вильно, Гельсингфорс (ныне Хельсинки)…
Обладал гибким, сильным голосом широкого диапазона и красивого тембра, актерским темпераментом. В начале сценической деятельности Сергей Левик тяготел к раскрытию вокальной характеристики образа, позднее также и к психологической. «Новым, глубоко оригинальным творческим истолкованием ряда созданных им образов в операх самого различного стиля С. Ю. Левик смело ломал оперные штампы и утверждал... здоровые начала реализма, драматической действенности, философской осмысленности трактовки оперных партий, превращавшихся в его исполнении в подлинно драматические роли» - отмечал А. Оссовский.
Репертуар певца включал 35 характерно-драматических партий. Сергей Левик стал первым исполнителем партий: Асмодея («Небеса пылают»), Клингзора («Парсифаль»). Лучшие его партии - Демон («Демон» А. Рубинштейна), Кочубей, Фигаро («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Риголетто, Жермон, Тонио, Бекмессер. «Поразительно колоритно и остро, с тонко психологической проницательностью воплощенный им образ Бекмессера в «Мейстерзингерах» Вагнера может быть причислен к самым ценным достижениям русских оперных певцов» - подчеркивали современные певцу критики. 17 января 1915 г. Э. Старк писал в «Петроградском курьере» о Сергее Левике в роли Тонио: «И вот что значит искусство музыкально-драматической фразировки... г. Левик, одаренный исключительной музыкальностью, виртуозно передающий все оттенки музыкальной речи, так спел «Пролог», что захватил весь зал».
За пятнадцать лет творческой деятельности Сергей Левик создал на оперной сцене образы Бориса Годунова, Рангони, Владимира Галицкого, Князя Игоря, Веденецкого гостя, Елецкого, Томского, Онегина, Роберта в «Иоланте», Мазепы в одноименной опере П. Чайковского, Светлейшего и Беса в «Черевичках», Виндекса, Иуды, Гарина, Валентина в «Фаусте», Амонасро в «Аиде», Графа ди Луна, Эскамилио, Барнаба, Зурга, Нелюско, Невера, Скарпиа, Сильвио, Шонара в «Богеме», Вольфрама, Тельрамунда…
Ему посчастливилось петь с такими партнерами, как Л. Собинов, Ф. Шаляпин, А. Белянин, М. Веселовская, А. Дидур, К. Исаченко, Л. Клементьев, М. Кузнецова-Бенуа, Л. Липковская, А. Мозжухин, Н. Фигнер. Он пел под управлением М. Бихтера, М. Голинкина, В. Зеленого, М. Мильнера, Н. Черепнина, В. Штока. Часто принимал участие в камерных и симфонических концертах, где с успехом исполнял романсы М. Мусоргского.
В 1923 году Сергей Левик из-за болезни был вынужден уйти со сцены. Вначале он преподавал сценическое искусство в Ленинградской консерватории, затем занялся литературной деятельность, переводами с французского и немецкого языков. Ему в этом помог опыт прошлых лет: еще с 1910-х годов он пробовал свои силы в качестве переводчика стихотворных текстов вокальных произведений итальянских, французских и немецких композиторов. Его перу принадлежат 70 либретто опер и оперетт, а также переводы многочисленных романсов зарубежных композиторов. Он автор оперных либретто «Сирано де Бержерак» Б. Асафьева и «Рассвет» Д. Френкеля.
С 1913 года Сергей Левик выступал с рецензиями на оперные спектакли в периодической печати, а в 1921-1922 годах стал редактором журнала «Вестник театра и искусств». В 1929-1939 годы он – уже корреспондент в СССР французского музыкального журнала «Le Menestrel».
Активно принимал участие Сергей Левик и в общественной работе. В годы первой мировой войны был участником организации Союз городов, позднее по поручению М. Урицкого выезжал в Копенгаген для улучшения дела помощи советским военнопленным и подготовки их реэвакуации в СССР. С 1917 года Сергей Левик - член правления Союза сценических деятелей, а также член правления зрелищных предприятий, с 1922 года он возглавлял Комиссию помощи безработным. Был одним из организаторов профессионального союза работников искусств (Рабис) и до 1926 года работал в Леноблрабисе, затем был избран в руководящие органы Ленинградского общества драматических и музыкальных писателей, которое возглавлял до 1930 года. Позднее он принимал активное участие в деятельности Ленинградского отделения Союза композиторов СССР. И неоднократно под псевдонимом «Юлианов» записывался на грампластинки, старейшие из которых датированы 1910 годом. Книги С. Левика «Записки оперного певца. Из истории русской оперной сцены» и «Четверть века в опере» ныне – библиографическая редкость…
Первые примадонны Евпатории
Мария Скибицкая (Марина (Мария) Михайловна Скибицкая)
Мария Скибицкая в образе Кармен
24.02.1884-29.01.1943
Ученицей Михаила Медведва была и М.М. Скибицкая, ставшая примой его труппы. Особо интересен о ней рассказ Сергея Левика: «В труппе … еще одна киевская примадонна, меццо-сопрано М.М. Скибицкая. Ее Медведев готовил на сцену лет пять, и долгие годы за ней наблюдал. Голос у нее был большой, хорошего тембра, отлично выровненный и отнюдь не по меццо-сопрановскому подвижный. Ни особыми талантами, ни красотой Скибицкая как будто не отличалась, но прекрасный голос и тщательная работа сделали из нее первоклассного профессионала. Она была отличной Графиней в «Пиковой даме», Княгиней в «Русалке», Амнерис в «Аиде» и т.д. В роли Кармен она была грубовата, т.к. не избежала модного в те годы влияния Марии Гай. Трель и пассажи Скибицкой могли быть предметом зависти тех лирических сопрано, которые пели лирико-калоратурный репертуар». В дальнейшем она, как и П. Цесевич, была солисткой Киевского оперного театра, который пользовался славой одного из лучших в стране. Завершила свой творческий путь в Саратовском оперном театре - вновь у Михаила Медведева.
Племянник владельца и управляющий имением Бутово Иван Леонтьевич Зимин с женой, певицей Софьей Ивановной Друзякиной (1911-1912 год)
17.05.1880-03.10.1953
На сцене евпаторийского театра звучал и несравненный голос Софьи Друзякиной, лирично исполнившей партию Татьяны в «Евгении Онегине», Аиду и Кармен в одноименных операх Дж. Верди и Ж. Бизе. Богатый драматический талант позволяли ей создавать разнохарактерные вокально-сценические образы, а гибкий голос красивого тембра и широкого диапазона позволял петь как лирико-колоратурные, так и драматические партии.
Софья (София-Маргарита) Ивановна Друзякина (урожденная Менцер) родилась 17 (29) мая 1880 г. в Киеве в немецкой семье. В 1870-е годы ее отец – владелец пивоваренного завода - приезжает в Россию, занимается предпринимательством, мать - дочь пастора. Пению юная Софья обучалась в частном музыкальном училище Н.Тутковского в Киеве, затем совершенствовалась в Милане. В 1900 г. впервые выступила на оперной сцене в Одессе. Несколько лет пела в различных провинциальных и столичных антрепризах. В мае 1903 года впервые выступила в Москве, исполнив партию Татьяны («Евгений Онегин») в летнем саду «Аквариум» в антрепризе М. Медведева.
Софья Друзякина
Софья Друзякина в образе Саффи. 'Цыганский барон'
Марта Ивановна Менцер, в замужестве Закревская
Сезон 1907-1908 года С.И. Друзякина – солистка Большого театра, в котором с успехом она исполнила партии Лизы в «Пиковой даме» П.И. Чайковского, Шарлотты в «Вертере» Ж. Массне, где партнером ее был Леонид Собинов. Доводилось ей работать и с Федором Шаляпиным.
В 1910-1917 годах Софья Друзякина – солистка оперного театра Зимина - выступала вместе с гастролировавшим и в России М. Баттистини и М. Гальвани. В 1910-1911 гг. гастролировала в Палермо и Париже. После революции она - солистка театра Московского Совета рабочих депутатов. Оставила сцену в 1924 году. Софья Друзякина – одна из выдающихся русских певиц начала ХХ века. Гибкий голос красивого тембра и широкого диапазона, богатый драматический талант позволяли ей создавать разнохарактерные вокально-сценические образы.
Сергей Левик вспоминал о Софье Друзякиной: «… она не была настоящей драматической певицей. И у нее голос не располагал той массой звука, которая необходима для иных драматических партий. По существу, голос Друзякиной был только большим лирическим сопрано, густым и теплым. С крайними верхами у нее было неблагополучно в смысле интонации. Что-то, видимо по причине физиологического порядка, пересекало иногда хорошо сформированную ноту перед самым ее концом. Часто казалось, что ее голос сгущен искусственно и что именно в этом корень его (не очень все же значительных) недостатков. Но Друзякина была чрезвычайно одаренным человеком. В ролях Лизы, Татьяны и популярно противоположной им Тоски она озаряла отдельные сцены лучом большого и настоящего таланта. Очень импонировала ее сдержанность в жестах, скромность ее сценической манеры, театрально приподнятой, но в то же время естественно правдивой».
Софья оказала большое содействие своей младшей сестре - Марте Ивановне Менцер (в замужестве Закревской). Получив хорошее музыкальное образование, Марта совершенствовалась у старшей сестры, и вместе с ней вошла в гастрольную труппу Михаила Медведева. Голоса обеих сестер звучали под сводами нашего евпаторийского театра. Младшая Марта обладала лирико-колоратурным сопрано, старшая Софья - лирико-драматическим сопрано, меццо-сопрано и контральто.
В 1910-1917 годах сестры Софья и Марта выступали на сцене московского Оперного театра Зимина. Обе пели с Л. Собиновым и М. Баттистини. Обе впоследствии стали педагогами. Софья преподавала в Музыкально-драматическом институте (ГИТИСе), затем в Московской консерватории. Ее концерты в Малом зале консерватории совместно с учениками были значительным явлением в культурной жизни Москвы в 1920-е годы.
Александр Михайлович Успенский
Александр Михайлович Успенский
Александр Успенский. Боярин Никита Матута. 'Псковитянка'
А.Успенский и В.Тютюнник. Ерошка и Скула. 'Князь Игорь'. 1907 год
09.10.1859-XX.XX.1920
Еще об одном участнике труппы Михаила Медведева – теноре Успенском – известно лишь то, что он был солистом Большого театра. Владелец Частной оперы Сергей Иванович Зимин писал в своих воспоминаниях: «Дамаев обладал чудным по тембру голосом... и, заснув ничем, проснулся после дебюта в опере «Борис Годунов» знаменитостью, о которой заговорила и вся пресса, и вся музыкальная Москва. Как сейчас помню его пробу. Его привел известный тогда характерный тенор Большого театра Успенский, который считал его своим учеником».
Согласно найденным данным, о Александре Михайловиче Успенском имеется такая информация.
Успенский, Александр Михайлович родился 9 (21).10.1859 (в некоторых источниках указан 1852) г. в Тамбове, умер в 1920 г. в Москве. Артист, оперы (тенор), камерный певец.
Родился в семье священника, с 1879 обучался пению в Московской консерватории, в 1890—91 г.г. совершенствовался за границей. В 1890— 1920 годах выступал на сцене московского Большого театра. В 1900 г. гастролировал в Одессе (антр. М. Салтыкова). С особенным мастерством исполнял характерные партии. "У Успенского по окраске звука голос был какой-то "чудной"... Но ни один другой голос из слышанных мною не подходил так к партиям Дьяка в "Ночи перед Рождеством", Мисаила в "Борисе Годунове", Бобыля в "Снегурочке" и т п. ролям. И вдруг я слушаю Успенского в роли Моцарта с Шаляпиным — Сальери, а затем в такой труднейшей партии, как Звездочет в "Золотом петушке", которая у него была сделана прекрасно и с музыкальной, и со сценической стороны и которая. консчно, явилась венцом его артистического творчества" (М. Вакарин)*.
1-й исполнитель партий: Таракана ("Забава Путятишна"), Скарчиафико ("Принцесса Греза"), Педрило ("Ледяной дом"), Фра Паоло ("Анджело". 2-я ред.): в Большом театре — Гришки ("Дубровский"), Дьяка ("Ночь перед Рождеством"), Овлура ("Князь Игорь"), Матуты ("Псковитянка", 3-я ред.), Маршалока ("Пан воевода"), Сопеля ("Садко"), Подьячего ("Хованщина"), Винокура ("Майская ночь"), Сакуса ("Нерон"), Шмидта (Вертер"); на русской сцене — графа Суррея ("Генрих VIII"), Ипаса ("Троянцы в Карфагене"), Хуана ("Дон Кихот"), Среди лучших партий: Подьячий. Трике. Винокур, Дьяк. "Что сказать о г. Успенском, имевшем большой успех в роли дьячка? И грим его, и исполнение, не ударяясь в карикатуру, были очень характерны; особенно комично было его пение — сначала "борзым гласом", потом "по фитам", все выше и выше, соответственно тому, как разыгрывались его аппетиты, поощряемые лукавыми улыбками диканьковской Цирцеи" (Ю. Энгель)**.
Другие партии: Баян, Князь ("Русалка" А. Даргомыжского), Синодал. Брошка, Вася, Владимир Игоревич; Джакомо, Тибальд. Арлекин. Партнеры: М Дейша-Сионицкая, Л. Донской, Л. Собинов. С. Трезвинский, В. Тютюнник, П. Хохлов, Ф. Шаляпин. Пел п/у У. Авранека, И. Альтани, Э. Купера, Э. Направника, Д. Похитонова, С. Рахманинова, В. Сука.
Принимал участие в концертах Кружка любителей рус. музыки (с 1902), в которых исполнял романсы М. Глинки, А. Даргомыжского, Ц. Кюи, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского.
Вел педагогическую работу в Московской консерватории (1885— 1891), в Московском музыкально-драматическом училище (с 1904 профессор). Среди учеников — Г. Васильев, В. Дамаев, В. Дерягина, Н. Озеров, О. Гарновская.
Лит.: Вакарин М.* Театральные воспоминания // Сов. музыка. 1949. № 4. С.65; Энгель Ю. Д.** Глазами современника: Избранные статьи о русской музыке. 1898—1918. — М., 1971. С 33.
Сведения о баритоне Полуеве, увы, вообще канули за век в Лету.
Кто еще входил в труппу, освятившую талантом подмостки Евпаторийского театра? Сергей Левик перечисляет и беспристрастно оценивает коллег:
«…отличный аккомпаниатор за роялем и путаник-дирижер за пультом, многие спектакли проходили с большим подъемом… Оркестр и хор были небольшие (человек по 18), но они были укомплектованы из лучших работников киевского Городского театра. У них у всех было очень развито «чувство локтя» и коллективной ответственности. Таким образом, невзирая на декорационное убожество, спектакли в чисто эмоциональном смысле нередко соперничали со спектаклями Петербургского Народного дома.
Нас было в труппе 93 человека, которые вместе с какими-то огрызками декораций и бутафорий занимали 4 вагона (из них 1 мягкий для солистов)».
13.11.2024: Друзья! Проделана огромная работа. Информация обо всех фильмах, найденных ранее, приведена к единому, удобному и информационному виду.
Добавлены кадры из фильмов, обновлена возможность посмотреть сами фильмы, все эпизоды перенесены на рутуб, добавлены интересные факты и много ещё каких исправлений.
Впереди работа над новыми найденными фильмами, которые снимались в нашей любимой Евпатории!
Смотрите и наслаждайтесь!
P.S. Для любителей Евпатории в комментарии новости в Телеграм размещу загадку по месту съёмки одного эпизода.
04.11.2024: Внимание!
В связи с нестабильной работой YouTube, все видео перенесены на канал 'История Евпатории' на RuTube. Все последующие видео будут публиковаться только на RuTube канале.