В
Евпатории с 10 мая 1914 года функционирует трамвай, ставший одной из
достопримечательностей города. Трамвайная система Евпатории включает
в себя 5 маршрутов (один из них экскурсионный), базируется на колее
1000 мм и представляет собой однопутно-разъездную схему движения (в
основном). Столь необычная колея для трамвайных путей была обусловлена
тем, что она построенна по немецкому проекту. Первыми вагонами были
сцепы из электровагонов Мытищенского завода и вагонов конки из Одессы,
линия шла от Городского театра и заканчивалась у грязелечебницы возле
озера Мойнаки (сегодня это часть первого маршрута).
В октябре 1915 года в город провели железную дорогу,
и вскоре к железнодорожному вокзалу тоже провели трамвайные рельсы.
Так же построили ветку к морю и в пригород (в сторону Симферополя).
Во время Гражданской войны город находился в немецкой оккупации и трамвай
не работал до 1924 года. Так же трамвай остановился и в годы Отечественной
войны.
В послевоенные годы восстановление путей шло медленно,
но всё же к 50-м годам трамвайные линии полностью заработали. С 1957
года в Евпаторию стали поступать узкоколейные трамвайные вагоны с завода
в городе Гота (ГДР).
В
Советском Союзе трамвайные вагоны для узкоколеек больше не производилось,
так как таких трамвайных трасс в стране было очень мало (Львов, Винница,
Калининград, Житомир и Пятигорск), а в Европе, напротив, достаточно
широкое применение получила именно колея 1000 мм для трамваев.
В Евпаторию поставлялись вагоны "Гота" Т27+В57, моторный и
прицепной. Вскоре начали поставлять и другие модификации с двумя и одной
кабиной в вагоне, с дверями на одну и две стороны. К 1972 году в Евпатории
остались одни немецкие трамваи.
13 июня 1983 года открылось движение по новому маршруту
№4, который доставлял горожан и отдыхающих от ул. Революции до Нового
пляжа. На этом маршруте работал в разные годы состав из одного, двух
или трёх вагонов "Гота".
В мае
1987 года на испытания поступил новый чешский сочленённый трамвай (в ГДР
производство трамваев свернули) Татра КТ4SU. До развала Советского Союза
в город успели поставить 18 таких трамваев. До середины 90-х Татрами
заменили старые немецкие двухвагонные "Готы" на первом маршруте.
В июне 1990 года первый маршрут продлили до улицы
Интернациональной (по ул. 60-летия ВЛКСМ), а в марте 1991 года построили
двухпутную трассу до новых пригородных микрорайонов города (8-ой и 9-ый,
Спутник-2), до куда от ул. Интернациональной пустили новый 5-тый
маршрут. Через три месяца от отдельного маршрута отказались и трассу
присоединили к первому маршруту. Однако от тех времён осталось двухпутное
маневровое кольцо на перекрестке улиц Интернациональной и 60 лет ВЛКСМ.
После
развала Советского Союза евпаторийский трамвай испытывал серъёзные
финансовые трудности. Государственные дотации сократились, образовались
задолжности в зарплате, задолжности в электроэнергии, дефицит кондукторов
и водителей. В городе много льготников, и лишь в летний сезон приежает
большое количество отдыхающих. Парк вагонов сильно устарел, срочно требовался
капитальный ремонт как минимум половине немецких вагонов. В наиболее
неблагоприятные годы (с 1993 по 1997 г.г.) линия на Новый пляж не работала.
Но времена изменились, и в 2003 году трамвайное управление нашло денег
для отправки на троллейбусно-ремонтный завод в г. Донецк для прохождения
капитального ремонта два трамвайных вагона. Так же Евпатория нашла денеги
для транспортировки двух вагонов "Гота" из Германии, где их,
как морально устаревших, раздавали бесплатно. К 2006-му году все "Готы"
силами работников депо прошли модернизацию. С августа 1997 года по городу
запущен 5-тый маршрут, на этот раз экскурсионный. Трамвай Татра ездит
по историческим местам города со специально оборудованном экскурсионным
салоном. В 2005 году укоротили маршрут №3 от железнодорожного вокзала
до гостиницы "Украина", а с июля 2006 года на этот маршрут
вместо трамваев "Гота" запустили деповскую переделку - Татра
КТ4 с двумя кабинами управления. Возможно, в будущем именно такими трамваями
будет укомплектован 2-й и 4-й маршруты, на которых обычным Татрам негде
развернуться на конечных остановках.
В 2005 году номера вагонов евпаторийских трамваев
стали трехзначными.
По моему мнению самым знаменитым является нынешниий вагон №007, бывший
7, до 1994 года 13. Его можно увидеть в фильмах "Менялы", "Приключения
маленького папы", "17 левых
сапог (За что?)".
Хотя трамвай, как вид транспорта, очень распространен
повсеместно, евпаториийские вагоны можно считать экзотическими, особенно
старые восточногерманские "Готы". И прокатиться на них в летний сезон
очень даже интересно, можно просто не успеть, в связи с их очень почтенным
возрастом.
Схема трамвайных маршрутов Евпатории практически не изменилась с момента своего создания. Основное изменение коснулось участка пути по улице Кирова, бывшей 2-й Продольной.
Изначально путь был проложен от перекрестка улиц 2-й Продольной и Гоголевской (Кирова и Гоголя) до перекрестка улиц 2-й Продольной и 2-й линии (Кирова и Фрунзе), далее пути поворачивали на 2-ю линию (Фрунзе) до перекрестка ее с 3-й Продольной (Горького), поворачивали на 3-ю Продольную (Горького) до перекрестка с 4-й линией (Московской) и далее по современному маршруту до Мойнак. Позже трамвайные пути перенесли с улицы Горького на улицу Кирова, как оно и сегодня существует. Но память о старом маршруте осталась в трамвайных путях. Зигзаг трамвайных путей на перекрестке улиц Кирова и Фрунзе - бывший поворот путей с Кирова на Фрунзе.
20.09.2023:
В подразделе «Прошлое (кино- видео хроника)» восстановлено воспроизведение всех видео после изменений с Flash Player. Видео подраздела с моего канала на Ютуб дублировано на мой канал на РУтуб.
В Евпатории еще остались артефакты советской, а иногда и дореволюционной эпохи. Для создания на сайте раздела, посвященного этой теме, прошу евпаторийцев присылать свои фото таких артефактов, а если нет возможности сфотографировать, то адрес, где это находится. В Севастополе это собирают ТАК