История в камне и металле
Памятники и скульптуры Евпатории
Религиозные сооружения
Транспорт Евпатории
Евпатория и космос
|
Армянская церковь Сурб-Никогайос
Гезлёв населяли турки и татары. Но кроме них в городе также проживали греки, армяне, караимы, евреи, цыгане. Каждая из национальных общин занимала свой квартал или район, центром которого был храм - церковь, кенаса или синагога. Армянская церковь находится на нынешней Интернациональной улице, 44, на территории Дома престарелыхи инвалидов, в пяти минутах ходьбы от монастыря дервишей. Именно здесь когда-то располагался армянский квартал. Поскольку он находился за пределами городской стены, то считался предместьем Гезлёва. Турецкий путешественник Эвлия Челеби, посетивший город в середине XVII века, свидетельствовал: "Находится там [...] один квартал гяуров армян, которые имеют там прекрасный храм". О нынешней ли армянской церкви упомянул Э. Челеби? Нет, не о ней. Та, что сохранилась до наших дней, заложена значительно позже - в 1817 году. Путешественник, стало быть, видел какую-то иную, но тоже каменную, ибо эпитет "прекрасный" в те времена мог относиться исключительно к каменному строению. Где же находился храм, о котором оставил запись турецкий пилигрим? Точного ответа на эти вопросы нет. Известно лишь, что в 1736 году, когда Гезлёв взяли русские войска под командованием генерал-фельдмаршала Б. Миниха, турецкий гарнизон и татарское население в панике покинуло город. Уходя, турки и татары подожгли лавки христианских купцов и церкви. Пострадал среди прочих и армянский храм. Адъютант Миниха капитан Г. Манштейн вспоминал, что его отряд "нашёл городские ворота отворёнными, а предместье в пепел превращенное". Упомянутое предместье - это и есть армянский квартал. Русские войска ответили не менее жестокой волной поджогов. Были разграблены и преданы огню татарские дома, мечети и дервишеские монастыри (их в городе тогда было три). Когда спустя пять дней русская армия оставила город, татары вернулись к родным очагам, но вместо них увидели сплошные пепелища. Началась расправа с христианами. По всей видимости, именно тогда каменная армянская церковь св. Николая была превращена в один из мусульманских храмов, есть предположение что армянский храм стал основой современного текие дервишей. Армянам пришлось думать о возведении нового молельного дома - на другом месте. Строить решили из дерева. Довольно скоро вновь обретённый армянский храм освятили. В "Справочной книжке города Евпатории и его уезда", изданной в 1888 году, история армянского храма описана так: "Вне крепости находился квартал армян и Церковь св. Николая, сожжённая татарами, затем была выстроена деревянная, вместо коей в 1817 году была заложена каменная с тремя вратами". Упомянутая каменная церковь "с тремя вратами", заложенная в 1817-м, и есть та, которая сохранилась до наших дней. Она, действительно, имеет три входа - западный, северный и южный. Над ними имелись небольшие портики с крестовыми сводами, причём западный был выше остальных и служил звонницей. Сооружалась церковь довольно долго - постоянно не хватало денег. Наконец, спустя два с небольшим десятилетия храм был торжественно освящён. Кстати сказать, это полный аналог феодосийского храма, в котором крестился, венчался и был отпет великий художник-маринист Иван Айвазовский, армянин по происхождению. Минуло несколько лет, началась Крымская война. Евпатория перешла под контроль англо-франко-турецких войск. В армянской церкви стал на постой французский гарнизон. Некоторые солдаты сочли необходимым увековечить пребывание в этих стенах, нацарапав штыками свои имена на фасаде храма... По окончании войны евпаторийские армяне оштукатурили свою церковь. Все следы, напоминавшие о пребывании здесь неприятеля, были стёрты. Прошло полтора столетия. Уже в наши дни штукатурка начала потихоньку осыпаться. Во время проведения реконструкции строители сбивали старую штукатурку, и на одном участке открылись французские "автографы". Чётко видна дата - 1855 год, а также несколько имен: Шарль, Ришар, Филипп... Эти надписи можно увидеть и сегодня (справа от западного входа в церковь). В путеводителях армянский храм нередко называют православным. Это не совсем правильно. Дело в том, что Армянская апостольская церковь возникла ещё в 301 году, до раскола христианства на восточное и западное, на православие и католицизм. Церковь зовётся армяно-григорианской - по имени своего основателя епископа Григора. Так что о евпаторийском храме по улице Интернациональной, 44 правильнее говорить, что это армяно-григорианская церковь. При советской власти храм был отобран у верующих и использовался отнюдь не для богослужений. Силами армянской общины проведены восстановительные работы. Внутреннее убранство армянской церкви Сурб-Никогайос выглядит современно. Это является результатом варварской эксплуатации храма как подсобного помещения в советские времена. Но армянская община Евпатории отныне имеет собственное святое место для общения с богом. И прекрасно то, что еще одно сооружение, скоро отмечающее свое двухсотлетие, открыто для посещения в Евпатории. По материалам сайта www.krim.biz.ua
На карте Евпатории (режимы "Схема", "Спутник"
и "Гибрид" не совсем точно совпадают между собой):
|
Группа сайтов
Новости и анонсы
27.02.2024: Добавлена информация о новой книге по истории медицины в Крыму от уважаемого Василия Васильевича Могилы `Медицина Крыма от античности до наших дней`, 2023 года. 23.01.2024: Для чтения добавлен новый раритет 'Вестник всемирной истории (выдержка) январь 1902 года 'Под Евпаторией. Из воспоминаний о Крымской войне В.Смирнова'. 08.01.2024: Для чтения добавлен новый раритет Что говорят забытые могилы, 1912 года. 06.01.2024: Для чтения добавлен новый раритетный справочник Евпатория – Саки. Курортный справочник. 04.01.2024: Завтра 82-я годовщина Евпаторийского десанта 1942-го года. Добавлен новый фотоальбом о тех событиях. 23.12.2023: Добавлен новый раздел "Люди твои, Евпатория!". Раздел будет постоянно пополняться В подразделе «Прошлое (кино- видео хроника)» восстановлено воспроизведение всех видео после изменений с Flash Player. Видео подраздела с моего канала на Ютуб дублировано на мой канал на РУтуб. Добавлен справочник И. и А.Каблуковы `Крымские солёные озера` Добавлен справочник `Евпатория как курорт и климатическая станция`, издание Евпаторийской городской Управы . Обновлен и расширен раздел Геральдика. Теперь `Геральдика` совместится с разделом Этнография . Добавлен сборник Калашников В.М. `Британский взгляд на Крым. (хроники, мемуары, дневники XVII — первой четверти XIX столетия)` Добавлен очерк `Мойнакские грязи в Крыму близ Евпатории` Добавлен очерк А. Адамовича `Электрическая железная дорога Евпатория-Симферополь-Ялта` Добавлен сборник статей `Целебные силы курорта Евпатории` Добавлена книга Владимира Штифтара `Дачный архитектурный пейзаж в Евпатории` В Евпатории еще остались артефакты советской, а иногда и дореволюционной эпохи. Для создания на сайте раздела, посвященного этой теме, прошу евпаторийцев присылать свои фото таких артефактов, а если нет возможности сфотографировать, то адрес, где это находится. В Севастополе это собирают ТАК 07.08.2022: Измененение адреса сайта по истории Евпатории Сайт по истории Евпатории теперь доступен и по адресу история-евпатории.рф 29.05.2008: открылся мой сайт по истории Евпатории Информационные партнеры - |
|||
|