В незалежные времена в Евпатории мало что осталось от многочисленного пассажирского
флота, курсирующего вдоль берегов Евпатории в курортный сезон.
В этом разделе я хотел бы рассказать о флоте прибрежной
зоны Евпатории. Уверен, у многих, кто жил во времена СССР, это вызовет
теплые радостные
воспоминания.
Пассажирский морской транспорт во времена СССР в Евпатории
был, наверное, самым популярным среди евпаторийцев и гостей курорта.
Добраться до Нового пляжа проще
всего было именно катером по морю, тем более они ходили с интервалом
около 10 минут и стоимостью проезда 10 советских копеек.
Свежий морской ветерок, крики чаек, для которых многие покупали хлеб и
кормили их, подбрасывая кусочки в воздух во время движения катера, легкое
покачивание на
волнах, белые
буруны вдоль бортов, легкое дрожание палубы... Для многих, в том числе и
для меня, это прекрасные воспоминания детства.
Евпатория
еще со времен Керкинитиды и Херсонеса является морским портом. Но долгое время
основное внимание уделялось грузовым перевозкам.
И это
понятно, перевозка грузов по морю во все времена считалась более прибыльным
делом, чем перевозка пассажиров. И во времена Керкинитиды, и во времена Гезлева,
и во времена Евпатории.
С
начала XIX века Евпатория официально утверждена как морской порт и считалась
одним из крупнейших
морских портов Черного моря юга России. В 1828 году началось пассажирское сообщение
между Одессой и крымскими портами, в том числе и Евпаторией. К концу XIX века,
несмотря на несколько войн, оборот евпаторийского торгового порта составлял
10 млн. рублей. В начале ХХ века продолжилось интенсивное развитие
Евпатории, в т.ч. и морского порта. Об этом свидетельствуют и данные
статистики за 1911 г.
Из-за
небольших глубин евпаторийской бухты, пароходы были вынуждены бросать якорь
на внешнем рейде Евпатории, не заходя в саму гавань. И перевозками пассажиров
и грузов между пароходами и берегом занимались многочисленные небольшие парусно-весельные
лодки.
В том числе и такие, как изображены на открытках Евпатории тех лет. Неприспособленные
транспортные средства приносили много неудобств пассажирам, не привыкшим к
таким суровым условиям пермещения с парохода на берег. Да и открытая суровым
ветрам евпаторийская гавань не добавляла комфорта при пользовании услугами
таких лодок.
В
период Первой мировой и Гражданской войн порт Евпатории неоднократно закрывался,
грузо- и пассажирооборот резко сокращались. К 1930
году суда евпаторийского порта перевозили ежегодно свыше 250 тыс. тонн
грузов, в основном соль, зерно, строительный камень, все то, что добывалось
и выращивалось в западном Крыму.
Во время Великой Отечественной войны евпаторийскому порту
был нанесен огромный ущерб. Восстановить инфраструктуру порта удалось только
к 1950 году.
С ростом благосостояния населения, развития Евпатории как
курортного приморского города и доступности морского пассажирского транспорта
рост и пассажирооборот морского порта. По статистике в 1960 г. было перевезено
407 тыс. пассажиров, в 1965 г. уже 747,7 тыс. человек, а в 1978 г.
- 2 300 тыс. человек.
Развитие евпаторийского морского порта позволило в 1973 г.
ввести в эксплуатацию новое здание морского вокзала, осуществлять ремонт судов,
не перегоняя их на время ремонта на заводы в Севастополь, Керчь, Таганрог.
В 70-х годах ХХ века в курортный сезон за один день прибрежным морским транспортом
пользовалось 30-35 тыс. человек.
В 1978 году евпаторийский морской порт занимает почетное
второе место в социалистическом соревновании среди ведущих портов СССР.
Для
улучшения условий приема больших пассажирских круизных теплоходов непосредственно
в гавани Евпатории, в 1978 году сдан в эксплуатацию
глубоководный причал протяженностью около 200 метров. С развитием
морского транспорта улучшалась и обеспеченность Евпатории непосредственно
пассажирскими
катерами новых типов.
В планах по улучшению обслуживания и увеличению пассажиропотока
было много хороших и нужных Евпатории идей. Но пришла "perestroika" и о развитии
вопрос был закрыт. Надо было хотя бы выжить. Этот вопрос актуален и сегодня.
20.09.2023:
В подразделе «Прошлое (кино- видео хроника)» восстановлено воспроизведение всех видео после изменений с Flash Player. Видео подраздела с моего канала на Ютуб дублировано на мой канал на РУтуб.
В Евпатории еще остались артефакты советской, а иногда и дореволюционной эпохи. Для создания на сайте раздела, посвященного этой теме, прошу евпаторийцев присылать свои фото таких артефактов, а если нет возможности сфотографировать, то адрес, где это находится. В Севастополе это собирают ТАК