Интересная информация!

Текие дервишей в Евпатории

Отредактировано 27/06/2024

Адрес: Республика Крым, г. Евпатория, ул. Интернациональная, 32

Фасад двухэтажной кофейни XIX века и вход в музей Текие дервишей Фасад двухэтажной кофейни XIX века и вход в музей Текие дервишей

Есть в Евпатории интересный архитектурный комплекс - Текие дервишей. Расположен он в начале улицы Интернациональной, на пересечении с улицей Караева. Со стороны улицы его скрывает отреставрированный фасад двухэтажной кофейни XIX века. Само Текие, или Ханака (обитель) - возможно само здание XVI-XVIII века. Напоминает по характеру постройки (основной зал и лепящиеся к нему кельи) медресе Зинджирли в Бахчисарае. Текие - шестигранник с купольной крышей, высотой 20 метров, толщина стен - 1 метр, 19 комнат - келий расположены вокруг центрального зала. Сферические паруса купола - элемент османской архитектуры, перенятый турками у византийцев. Рядом с Текие - мечеть Шукурла-эфенди с 1 минаретом.

Вход в музей Текие дервишей Вход в музей Текие дервишей
Вид на текие дервишей Вид на текие дервишей
Вид на текие дервишей Вид на текие дервишей

Есть неопровергнутое мнение, что текие дервишей это перестроенный армянский православный храм, с достроенными уродливыми кельями и простой мечетью. Об одном таком мнении можно прочитать в книге евпаторийского писателя А.Н. Стома "Очерки Евпатории".

А.Н. Стома "Очерки Евпатории"

У мусульман отсутствует понятие "монашество" в том виде, в каком оно принято у христиан.

О суфийских набожных странствующих людях (дервишах) в средние века ходило много легенд. Главным смыслом жизни этих людей был поиск мистического единения с Богом, путь Любви к Богу (Тарикат), личный опыт общения со Всевышним. "В воскресенье вечером и в четверг, когда дервиши кружиться начнут, в том собраньи Свет достигнет небес. Ради Бога, с Богом, в Боге живут". Суфизм (на арабском "тасаввуф" - буквально "одетый в шерсть", от арабского "суф" - грубая шерстянная ткань и одежда из нее – отличительный знак аскета) религиозно-философское учение, сложившееся в рамках ислама. Это учение оказало огромное влияние на всю восточную культуру (поэзию, архитектуру, живопись и т.д.), т.к. в основе суфийского опыта – слияние со Всевышним в интуитивных экстатических озарениях.

Члены суфийских орденов на своих собраниях устраивали радения с песнопениями и плясками, во время которых впадали в мистический экстаз. Эта практика получила очень широкое распространение от Гибралтара до Ганга. Дервиши странствовали из города в город, лечили, распространяли чудодейственные амулеты, но главное – учили мудрости, давали духовные советы всем, кто обращался за помощью, искореняя суеверия и заблуждения в народе. Во главе суфийской общины всегда стоял шейх, человек необычайной святости, имевший личный опыт Сэма – единения с Возлюбленным Богом. Шейх руководил жизнью братства и способствовал духовному просветлению членов ордена. "Чтобы ты от трудных дел не спешил, к нищите духовной (факр) был склонен. Иглой преданности рубище сшил. Помня Бога (зэкр), самоотречен". Суфии живут по принципу: "В миру, но не от мира сего". Они выполняют предписанные законы и правила общества, стараются как можно лучше сделать свою мирскую работу, но личность свою они при этом сохраняют в полной независимости, посвящая ее Богу.

Келья дервиша Келья дервиша
Келья дервиша Келья дервиша
Келья шаха Келья шаха

Суфиям не свойственны честолюбие, алчность, интеллектуальная спесь, желание выделиться внешним, а также у них отсутствует слепая вера и рабское повиновение.

"На базаре одинок ты в толпе – стало внешним поведенье внутри. Безмятежный, о любви всюду пел, от себя идешь ты к Богу, смотри! От религий уходи и себя, Бог – отчизна у влюбленных всегда. К океану лишь ведут следы ног, Дальше – и не остается следа". "Быть суфи – означает быть таким, каким ты был до того, как появился в этом мире", - сказал знаменитый багдадский шейх Абу-Бакр ас-Шибли. А поэт Руми сказал: "Прежде чем в этом мире появился сад, виноградная лоза и виноград, наши души уже были пьяны от вина бессмертия". Ал-Худжвири писал: "Иная Вселенная скрыта за завесой людской суеты, она даст необходимые в наше время спокойствие и уверенность, и ты начнешь распознавать в мире вещей и событий Знаки Всевышнего, ты будешь учиться понимать их логику, которая отличается от человеческой.

Есть путеводная звезда на Пути к Истине и имя ей – Любовь". Великие суфийские учителя прошлого – поэты Руми, Саади, Хайям, Аттар, Хафиз, Ансари, Джами оставили свои знаки на этом Пути. Помните у русского поэта Сергея Есенина: "В Хоросане есть такие двери, где осыпан розами порог, Там живет задумчивая пери, но открыть те двери я не мог". Кстати, именно суфизм дал толчок европейским христианским рыцарским орденам, традиции трубадуров, прославлению прекрасной Дамы, рыцарского служения образу Возлюбленной.

Священные цвета в суфизме – золотой и голубой. Существовали такие основные разновидности этого учения как: орден мевлеви ("крутящиеся дервиши"), рифаи ("воюющие"), каландари ("бритые"), чисити ("музыканты"), накшбанди ("молчальники"). Не малое место в суфизме занимают и женщины-дервиши: например великая поэтесса Рабийя (Софьян Тхаври), Омм Хайян Салмия, Амина Рамлия, Ом Али (Фатима) и другие.

К сожалению, о евпаторийском текие нет никаких письменных сведений; ничего неизвестно ни об истории здания, ни об авторе, ни о дате постройки. Одно лишь можно сказать с полной уверенностью: разного рода достройки к нему продолжались вплоть до XVIII в. Время донесло до нас практически в целости архитектурное сооружение – основное здание текие. В евпаторийском текие много общего с другими сооружениями средневековой Евпатории - Гезлева и, в частности, с Джума-Джами.

Мечеть Джума-Джами в Евпатории

Текие — центрально-купольное сооружение (высотой около 20 м), в плане представляющее квадрат (длина стороны 11,8 м), вокруг которого располагаются многочисленные комнаты-кельи. Квадратное центральное помещение переходит в восьмигранник, возвышающийся на 2,3 м над кровлей. Интерьер здания текие поражает, прежде всего, широтой пространства, блестяще перекрытого куполом (диаметр 9,5 м). Распор купола передается с помощью сферических парусов и четырех подпружных арок на мощные (толщиной более 1 м) стены здания. В каждой из четырех стен основного, квадратного в плане, помещения по два окна (размерами 130х72 см) со стрельчатыми завершениями.

Внутри текие дервишей Внутри текие дервишей
Мощные стены сложены их плотного камня и внутри оштукатурены. Никакой росписи стен не сохранилось. Михраб, который обычно устраивался в южной стене храма, здесь отсутствует.

Кельи дервишей лепятся вокруг здания одна возле другой. Они представляют собой небольшие прямоугольные в плане помещения длиной 2,7 м, шириной 1,6 м и такой же высотой до карниза. Выше карниза кельи перекрыты низкими сводами. Толщина их стен 0,65 м, в каждой келье – окошко в виде небольшой щели, расширяющейся внутрь. Дверные проемы имели стрельчатые завершения. Выход из каждой кельи ведет непосредственно в центральный зал.

Танец дервишей Танец дервишей

Главный вход в текие - через среднее помещение - находился на западной стороне здания. Обращает на себя внимание небольших размеров (1,4х0,83 м) стрельчатый входной проем, двухстворчатая дверь - деревянная, с геометрическим резным орнаментом.

В своде каждой кельи - небольшое круглое отверстие диаметром около 0,3-0,4 м. Каждое такое отверстие проходит насквозь через всю толщу сводчатого перекрытия.

Удивительно, но орден дервишей сохранил свою деятельность по сей день. В турецком городе Коньи, ежегодно, в августе, собирается большое количество народа - поглазеть и приобщиться к таинству - мистическим пляскам дервишей.

Как это описывалось в 1913 году:

“Достопримечательность Бахчисарая составляют “вертящиеся дервиши”. Подобного зрелища в другом месте в России нельзя увидеть. Вертящихся дервишей можно видеть (с проводником) в мечети (текие) на Азизе - по четвергам с 9 час. вечера. Церемония длится около 3 час. Доступ в текие всегда свободен. Всех дервишей насчитывают до 200: делятся он на 4 ордена; вертящихся всего человек 40.

"Дервиш" - персидское слово - значит нищий и употребляется у мусульман для обозначения человека набожного, ищущего спасения души. Дервиши говорят, что их ордена и братства были основаны уже в первые века Геджеры. Таких орденов насчитывают около 70; половина в Турецкой империи, остальные - в Персии, Аравии, Центральной Азии, Северной Африке, в Европе же только в Бахчисарае. Дервишество введено в ислам персами не ранее V века магометанской эры и ведет свое начало из Индии. При приеме в орден надо пройти целый ряд испытаний. Одежда дервишей различного покроя и цвета. Головной убор состоит из тюрбанов.

Дервиши собираются в мечеть вечером на молитву, становятся в круг и начинают выкрикивать слово Гуве (Он, т.е. Бог, все движет). У темной татарской массы дервиши считаются священными лицами и их молитвы, по всеобщему верованию, исцеляют больных. Поэтому перед богослужением татары приводят своих больных, которых дервиши укладывают на пол, покрывая халатами, и становятся вокруг них. Молитва муллы сопровождается сильными криками всех остальных.

Постепенно движения молящихся становятся чаще, крики - громче. Наконец, они доходят до полного экстаза и начинают вертеться. В исступлении дервиши иногда падают на пол без чувств. Верчение свое дервиши прекращают постепенно. Собственно говоря, дервиши совсем не похожи на подвижников: в повседневной жизни это обыкновенные жизнерадостные, румяные и толстые торговцы и промышленники”.

Развалины мечети Шукурла-эфенди Развалины мечети Шукурла-эфенди

К текие примыкают развалины мечети с одним минаретом. Точных данных о дате постройки мечети, как и самого текие, не обнаружено.

В. Кутайсов и М. Кутайсова высказывают предположение, что вначале возводится минарет, далее стены ранней мечети, от которой сохранились лишь основания стен нынешних развалин мечети, затем возводится текие, и последним на основе разрушавшейся мечети строят мечеть, остатки которой можно увидеть сегодня, и во второй половине XIX века возводится кофейня, выходящая ныне на улицу Караева.

В. и М. Кутайсовы 'Текке в Гёзлёве'

Надпись на табличке у разрушенной мечети гласит: "Мечеть Джума-Джами XVII в. (в реестре памятников Шукурла-Эфенди)". Кроме данной таблички и статьи Яшлавской, в которой мечеть Шукурла-эфенди называется "Джума-Джами", других данных, подтверждающих название "Джума-Джами" для этой мечети не обнаружено.

 

На карте Евпатории (режимы "Схема", "Спутник" и "Гибрид" не совсем точно совпадают между собой):

Комментарии: Группа по истории Евпатории в социальной сети `Одноклассники` Чат телеграм-канала истории Евпатории
       Группа сайтов
       Новости и анонсы

10.07.2024: На сайте по истории Евпатории обновил раздел по транспорту Евпатории . Добавлено много новых фотографий.

09.06.2024: Пополнение библиотеки. Михалон Литвин `О нравах татар, литовцев и москвитян`.

29.05.2024: Друзья!
Сегодня у сайта по истории Евпатории День рождения!
Сайту исполнилось 16 лет!

Сайт продолжает пополняться новыми материалами, и этих материалов еще немало. Но, к сожалению, к их обработке пока не доходят руки.
Историю Евпатории нельзя описать полностью. Она каждый раз открывает что-то новое. И я буду стараться рассказать вам об этом.
С Днём рождения, "История Евпатории. От Керкинитиды до наших дней"!

07.08.2022: Измененение адреса сайта по истории Евпатории

Сайт по истории Евпатории теперь доступен и по адресу история-евпатории.рф

29.05.2008: открылся мой сайт по истории Евпатории

Архив новостей

Информационные партнеры -
Краеведческий музей
Центральная Библиотека

   
Ключевые слова:
Евпатория; История; Керкинитида; Гезлев; Текие дервишей в Евпатории