Есть
в Евпатории интересный архитектурный комплекс - Текие дервишей. Расположен
он в начале улицы Интернациональной. Со стороны улицы его скрывает отреставрированный
фасад двухэтажной кофейни XIX века. Само Текие, или Ханака (обитель)
- здание XVI-XVIII века. Напоминает по характеру постройки (основной зал
и лепящиеся к нему кельи) медресе Зинджирли в Бахчисарае. Текие - шестигранник
с купольной крышей, высотой 20 метров, толщина стен - 1 метр, 19 комнат
- келий расположены вокруг центрального зала. Сферические паруса купола
- элемент османской архитектуры, перенятый турками у византийцев. Рядом
с Текие - мечеть Шукурла-эфенди с 1 минаретом.
У мусульман отсутствует понятие "монашество"
в том виде, в каком оно принято у христиан.
О суфийских набожных странствующих людях (дервишах)
в средние века ходило много легенд. Главным смыслом жизни этих людей
был поиск мистического единения с Богом, путь Любви к Богу (Тарикат),
личный опыт общения со Всевышним. "В воскресенье вечером и в четверг,
когда дервиши кружиться начнут, в том собраньи Свет достигнет небес.
Ради Бога, с Богом, в Боге живут". Суфизм (на арабском "тасаввуф"
- буквально "одетый в шерсть", от арабского "суф"
- грубая шерстянная ткань и одежда из нее – отличительный знак аскета)
религиозно-философское учение, сложившееся в рамках ислама. Это учение
оказало огромное влияние на всю восточную культуру (поэзию, архитектуру,
живопись и т.д.), т.к. в основе суфийского опыта – слияние со Всевышним
в интуитивных экстатических озарениях.
Члены суфийских орденов на своих собраниях устраивали
радения с песнопениями и плясками, во время которых впадали в мистический
экстаз. Эта практика получила очень широкое распространение от Гибралтара
до Ганга. Дервиши странствовали из города в город, лечили, распространяли
чудодейственные амулеты, но главное – учили мудрости, давали духовные
советы всем, кто обращался за помощью, искореняя суеверия и заблуждения
в народе. Во главе суфийской общины всегда стоял шейх, человек необычайной
святости, имевший личный опыт Сэма – единения с Возлюбленным Богом.
Шейх руководил жизнью братства и способствовал духовному просветлению
членов ордена. "Чтобы ты от трудных дел не спешил, к нищите духовной
(факр) был склонен. Иглой преданности рубище сшил. Помня Бога (зэкр),
самоотречен". Суфии живут по принципу: "В миру, но не от мира
сего". Они выполняют предписанные законы и правила общества, стараются
как можно лучше сделать свою мирскую работу, но личность свою они при
этом сохраняют в полной независимости, посвящая ее Богу.
Суфиям не свойственны честолюбие, алчность, интеллектуальная
спесь, желание выделиться внешним, а также у них отсутствует слепая
вера и рабское повиновение.
"На базаре одинок ты в толпе – стало внешним
поведенье внутри. Безмятежный, о любви всюду пел, от себя идешь ты к
Богу, смотри! От религий уходи и себя, Бог – отчизна у влюбленных всегда.
К океану лишь ведут следы ног, Дальше – и не остается следа". "Быть
суфи – означает быть таким, каким ты был до того, как появился в этом
мире", - сказал знаменитый багдадский шейх Абу-Бакр ас-Шибли. А
поэт Руми сказал: "Прежде чем в этом мире появился сад, виноградная
лоза и виноград, наши души уже были пьяны от вина бессмертия".
Ал-Худжвири писал: "Иная Вселенная скрыта за завесой людской суеты,
она даст необходимые в наше время спокойствие и уверенность, и ты начнешь
распознавать в мире вещей и событий Знаки Всевышнего, ты будешь учиться
понимать их логику, которая отличается от человеческой.
Есть путеводная звезда на Пути к Истине и имя ей –
Любовь". Великие суфийские учителя прошлого – поэты Руми, Саади,
Хайям, Аттар, Хафиз, Ансари, Джами оставили свои знаки на этом Пути.
Помните у русского поэта Сергея Есенина: "В Хоросане есть такие
двери, где осыпан розами порог, Там живет задумчивая пери, но открыть
те двери я не мог". Кстати, именно суфизм дал толчок европейским
христианским рыцарским орденам, традиции трубадуров, прославлению прекрасной
Дамы, рыцарского служения образу Возлюбленной.
Священные цвета в суфизме – золотой и голубой. Существовали
такие основные разновидности этого учения как: орден мевлеви ("крутящиеся
дервиши"), рифаи ("воюющие"), каландари ("бритые"),
чисити ("музыканты"), накшбанди ("молчальники").
Не малое место в суфизме занимают и женщины-дервиши: например великая
поэтесса Рабийя (Софьян Тхаври), Омм Хайян Салмия, Амина Рамлия, Ом
Али (Фатима) и другие.
К
сожалению, о евпаторийском текие нет никаких письменных сведений; ничего
неизвестно ни об истории здания, ни об авторе, ни о дате постройки.
Одно лишь можно сказать с полной уверенностью: разного рода достройки
к нему продолжались вплоть до XVIII в. Время донесло до нас в целости
оригинальнейшее архитектурное сооружение – основное здание текие. В
евпаторийском текие много общего с другими сооружениями средневековой
Евпатории - Гезлева и, в частности, с Джума-Джами.
Текие
тоже центрально-купольное сооружение (высотой около 20 м), в плане представляющее
квадрат (длина стороны 11,8 м), вокруг которого располагаются многочисленные
комнаты-кельи. Квадратное центральное помещение переходит в восьмигранник,
возвышающийся на 2,3 м над кровлей. Интерьер здания текие поражает,
прежде всего, широтой пространства, блестяще перекрытого куполом (диаметр
9,5 м). Распор купола передается с помощью сферических парусов и четырех
подпружных арок на мощные (толщиной более 1 м) стены здания. В каждой
из четырех стен основного, квадратного в плане, помещения по два окна
(размерами 130х72 см) со стрельчатыми завершениями.
Мощные стены сложены их плотного камня и внутри оштукатурены.
Никакой росписи стен не сохранилось. Михраб, который обычно устраивался
в южной стене храма, здесь отсутствует.
Кельи дервишей лепятся вокруг здания одна возле другой.
Они представляют собой небольшие прямоугольные в плане помещения длиной
2,7 м, шириной 1,6 м и такой же высотой до карниза. Выше карниза кельи
перекрыты низкими сводами. Толщина их стен 0,65 м, в каждой келье –
окошко в виде небольшой щели, расширяющейся внутрь. Дверные проемы имели
стрельчатые завершения. Выход из каждой кельи ведет непосредственно
в центральный зал.
Главный вход в текие - через среднее помещение - находился
на западной стороне здания. Обращает на себя внимание небольших размеров
(1,4х0,83 м) стрельчатый входной проем, двухстворчатая дверь - деревянная,
с геометрическим резным орнаментом.
В своде каждой кельи - небольшое круглое отверстие
диаметром около 0,3-0,4 м. Каждое такое отверстие проходит насквозь
через всю толщу сводчатого перекрытия.
Удивительно,
но загадочный орден дервишей сохранил свою деятельность по сей день. В турецком
городе Коньи ежегодно в августе собирается большое количество народа
- поглазеть и приобщиться к таинству - мистическим пляскам дервишей.
Как это описывалось в 1913 году:
“Достопримечательность
Бахчисарая составляют “вертящиеся дервиши”. Подобного зрелища в другом
месте в России нельзя увидеть. Вертящихся дервишей можно видеть (с проводником)
в мечети (текие) на Азизе - по четвергам с 9 час. вечера. Церемония
длится около 3 час. Доступ в текие всегда свободен. Всех дервишей насчитывают
до 200: делятся он на 4 ордена; вертящихся всего человек 40.
Дервиш - персидское слово - значит нищий и употребляется
у мусульман для обозначения человека набожного, ищущего спасения души.
Дервиши говорят, что их ордена и братства были основаны уже в первые
века Геджеры. Таких орденов насчитывают около 70; половина в Турецкой
империи, остальные - в Персии, Аравии, Центральной Азии, Северной Африке,
в Европе же только в Бахчисарае. Дервишество введено в ислам персами
не ранее V века магометанской эры и ведет свое начало из Индии. При
приеме в орден надо пройти целый ряд испытаний. Одежда дервишей различного
покроя и цвета. Головной убор состоит из тюрбанов.
Дервиши собираются в мечеть вечером на молитву, становятся
в круг и начинают выкрикивать слово Гуве (Он, т.е. Бог, все движет).
У темной татарской массы дервиши считаются священными лицами и их молитвы,
по всеобщему верованию, исцеляют больных. Поэтому перед богослужением
татары приводят своих больных, которых дервиши укладывают на пол, покрывая
халатами, и становятся вокруг них. Молитва муллы сопровождается сильными
криками всех остальных.
Постепенно движения молящихся
становятся чаще, крики - громче. Наконец, они доходят до полного экстаза
и начинают вертеться. В исступлении дервиши иногда падают на пол без
чувств. Верчение свое дервиши прекращают постепенно. Собственно говоря,
дервиши совсем не похожи на подвижников: в повседневной жизни это обыкновенные
жизнерадостные, румяные и толстые торговцы и промышленники”.
К текие примыкают развалины мечети с одним минаретом. Точных данных о дате постройки мечети, как и самого текие, не обнаружено.
В. Кутайсов и М. Кутайсова высказывают предположение, что вначале возводится минарет, далее стены ранней мечети, от которой сохранились лишь основания стен нынешних развалин мечети, затем возводится текие, и последним на основе разрушавшейся мечети строят мечеть, остатки которой можно увидеть сегодня, и во второй половине XIX века возводится кофейня, выходящая ныне на улицу Караева.
Надпись на табличке у разрушенной мечети гласит: "Мечеть Джума-Джами XVII в. (в реестре памятников Шукурла-Эфенди)". Кроме данной таблички и статьи Яшлавской, в которой мечеть Шукурла-эфенди называется "Джума-Джами", других данных, подтверждающих название "Джума-Джами" для этой мечети не обнаружено.
На карте Евпатории (режимы "Схема", "Спутник"
и "Гибрид" не совсем точно совпадают между собой):
20.09.2023:
В подразделе «Прошлое (кино- видео хроника)» восстановлено воспроизведение всех видео после изменений с Flash Player. Видео подраздела с моего канала на Ютуб дублировано на мой канал на РУтуб.
В Евпатории еще остались артефакты советской, а иногда и дореволюционной эпохи. Для создания на сайте раздела, посвященного этой теме, прошу евпаторийцев присылать свои фото таких артефактов, а если нет возможности сфотографировать, то адрес, где это находится. В Севастополе это собирают ТАК