История в камне и металле
Памятники и скульптуры Евпатории
Религиозные сооружения
Транспорт Евпатории
Евпатория и космос
|
Армяно-григорианская церковь св. Николая М.В. Кутайсова, главный специалист Министерства строительной политики, архитектуры
и жилищно-коммунального хозяйства
До начала VI века армяно-григорианская церковь была едина с восточно-православной византийской. Расхождение ее с католиками и православными состояло в защите монофизитства, в признании Христа Богом, а не богочеловеком. Около 301 года армяно-григорианская церковь становится государственной церковью Армении, ее основателем и первым католикосом был Григорий Просветитель.
В конце XVIII века многие «крымские» армяне перебираются назад, считая Крым более прибыльным местом по сравнению с другими. Таким образом они положили начало новой армянской колонии на полуострове. В своем рапорте от 25 июня 1795 года городские власти города доносили: "Пожелавшие остаться по г. Евпатории в купеческом и мещанском звании нахичеванские армяне, находят главною причиною, что они будучи издревле здешние уроженцы и зная совершенно производство здешнего торгового промысла, имеют более способов производить оную и через то приобресть капитал” [3].
Армянская община в Крыму возглавлялась епископом, имела свои церкви и несколько монастырей. Многовековая борьба между католической и григорианской церквями вылилась в раздел Армянской церкви на армяно-григорианскую и армяно-католическую. К 1888 году в Евпатории проживало 159 человек армяно-григорианского вероисповедания и 177 армян-католиков [11]. Здание армянской церкви расположено в центре Евпатории, на ул. Интернациональной и относится к типу крестово-купольных трехнефных базилик аналогичных постройкам древней Армении с элементами классицизма [12]. Это прямоугольная в плане постройка с круглой апсидой с восточной стороны. Купол на восьмигранном барабане возвышается над парусами поверх четырех подпружных арок, опирающихся в свою очередь на столько же гладких круглых колонн в центре храма. Диаметр колонн около 0,80 м, высота 5,0 – 6,0 м, их внешний вид не характерен для армянской архитектуры, а более напоминает античную или классическую архитектуру. Распор купола гасился переброшенными по сторонам боковым арками. На двух парусах сохранились стилизованные розетки в овальных рамках, на двух других парусах сохранились только овальные рамки. Из основного контура культового сооружения выступают три крытых крыльца – центральный западный и два боковых. На фасаде сохранились 2 колонны, выше которых наблюдаются следы кронштейнов, служивших опорой для трех подпорных арок свода, и разорванный карниз. Наличие разорванного карниза предполагает существование пристроенных сооружений [13]. Над самыми входами в стенах постройки обозначены полуциркульные арки с выделением замкового камня; по сторонам вырезаны пилястры, поддерживающие триглифный фриз и раскрепованный карниз. Еще выше расположена полукруглая ложная арка, от которой с внешней стороны выступает только архивольт. Освещение церкви – двухсветное: в нижнем ярусе над прямоугольными наличниками окон с узорной металлической решеткой, над слабо выделенным прямым сандриком переброшена закрытая арка, архивольту которой придана килевидная форма: изнутри она выглядит как полукруглая ниша. В интерьере, по боковым сторонам жертвенника и дияконника расположены аналогичные окна, но меньших размеров.
Первоначальная черепичная кровля не сохранена, а заменена шиферной. Над восточной частью храма, алтарем и боковыми приделами, крыша немного ниже остальной. Стены церкви сложены из хорошо обработанных блоков сарматского известняка с четко выдержанной раскладкой блоков; кладка на извести. Фресковая роспись не сохранилась, а ее последние остатки отслаиваются в конхе, однако и на них не просматриваются какие-либо силуэты. В дверях – витражи. Солея – деревянная, жертвенник и дияконник с деревянными дверьми, над ними также переброшены арки. В порталах был применен люнет – арочный проем, широко использовавшийся в древнеармянском зодчестве (храм в Аване) [14]. В люнете западного входа была выполнена ниша. В северо-западном углу здания установлен контрфорс для укрепления здания.
С 90-х годов XX века здание церкви используется армянской общиной, здесь же устроена воскресная школа. В 1994 – 1995 гг. Крымской КАРМ института «Укрпроектреставрация» (автор – архитектор Гукасян Г.А.) подготовлен проект реставрации Армянской церкви в Евпатории, который так и не был реализован.
1. ПЕГД за 1898 г.– Евпатория, 189. – С.1999 , 215 – 216.
2. Микаелян В. История крымских армян. – Ереван-Симферополь, 2004. – С. 9. 3. Там же. – С. 143; Присоединение Крыма к России. Рескрипты, письма и донесения. – Том. 2, 1778 г. / Сост. Н. Дубровин. – СПб. –1885. – С. – 713. 4. Микаелян В. История крымских армян. – С.153. 5. Ордера кн. Потемкина правителю Таврической области за 1788 – 1789 гг. // ИТУАК. – 1891. – № 13 – С.15. 6. Кондараки В.Х. В память столетия Крыма. – Т. 1. – С.17. 7. Бжишкян Минас. Кеозлов, или Евпатория // Сурб-Хач. – № 2. – 1996. – С. 36; прим. 18; Пьянков В. Справочная книжка г. Евпатории и его уезда. –Евпатория. – 888. – С. 43. 8. Мурзакевич Н. Поездка в Крым в 1836 г. // ЖМНП. – 1837. – Часть. XIII. – С. 627. 9. Спасский Г. Евпатория. (Из «Путевых заметок о Крыме») // Отечественные записки. – 1850. .– Том. 73 . – № 11. – Отд. VIII. – С.16. 10. Список населенных мест Российской империи по данным 1864 г. Том XLI. Таврическая губерния. – СПб: ЦСК МВД, 1865. – С. 2. 11. Пьянков В. Справочная книжка… – С. 74, 113. 12. Якобсон А.Л., Таманян Ю. Армянская архитектура в Крыму. – Ереван, 1992. – С. 45. 13. Там же. – С. 47. 14. Там же. – С. 46. 15. Дубинина Л.И. События Крымской войны в Евпатории // Восточная (Крымская) война 1853–1856 гг. Новые материалы и новое осмысление. – Симферополь: Крымский архив. – 2005. – Т. 2. – С. 58. Микаелян В. История крымских армян. – С. 48. 16. ГААРК. – Ф. 681. – Оп. 2. – Д. 444. – С. 7. 17. Якобсон А.Л., Таманян Ю. Армянская архитектура в Крыму. – С. 48. 18. Памятная книжка Таврической губернии. – Симферополь. – 1916. – С. 136. СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ:
По материалам http://www.commonuments.crimea-portal.gov.ua/
На карте Евпатории (режимы "Схема", "Спутник"
и "Гибрид" не совсем точно совпадают между собой):
|
![]() |
Группа сайтов
Новости и анонсы
![]()
![]() Информационные партнеры - |
||
![]() |
|