'Двадцатки' караимов Евпатории.
Архивные свидетельства 1920-30-х годов
Отредактировано 22/06/2024
В Государственном архиве АР Крым хранится ряд уникальных документов 20-30-х годов прошлого века, раскрывающих неизвестные страницы истории караимских кенас г. Евпатории.
Портал караимской кенасы
Первым в Украине законодательным актом об охране памятников истории и культуры был декрет Совнаркома от 1 апреля 1919 года «О передаче исторических и культурных ценностей в ведение Народного комиссариата просвещения», согласно которого все строения культурно-исторического значения на территории республики были переданы под охрану государства. В Крыму в 1921 году был образован единый государственный орган охраны памятников – отдел охраны памятников искусства и старины Народного комиссариата просвещения КрымАССР (КрымОХРИС Наркомпроса). Приказ Крымревкомома от 11 августа 1921 г. «О национализации музеев и памятников культуры» гласил:
«Объявляются собственностью Республики и передаются в полное распоряжение подотдела по делам музеев и охраны памятников старины и искусств Крымнаробраза (КрымОХРИС) все художественные, исторические и бытовые памятники прошедших культур, и в частности, следующие здания… по Евпаторийскому уезду - …«Дом караимской кенасы».
Неточность в термине («дом», а не храм) отразила само отношение государства к религии.
Караимская кенаса в Евпатории
20 апреля 1921 г. по распоряжению Крымревкома при ревкомах были учреждены межведомственные комиссии представителей от отделов юстиции, образования, финансов и рабоче-крестьянской инспекции, на которые было возложено проведение мероприятий по отделению церкви от государства. Проведение в жизнь Декрета об отделении церкви от государства в Евпаторийском округе, как и везде, начато было с переписи всего движимого и недвижимого имущества, церковных ценностей в храмах.
На территории кенас
О следующем шаге ярко свидетельствует письмо №2322 от июня 1922 года в Народный комиссариат внутренних дел Крыма: «Евпаторийский Окрфинотдел сообщает, что к моменту прихода Советской власти в г. Евпатории, в государственной Сберегательной кассе имелось 15 вкладов церквей и других учреждений религиозного характера на общую сумму 4 668 800 руб. 42 коп., каковые в 1921 г. были списаны в прибыль Нарбанка и в числе прочей прибыли банка перечислены 31 декабря 1921 г. на счет Губфинотдела».
В начале 1921 году из караимских кенас при обыске «уполномоченными Евпаторийского Полит. Бюро» были изъяты культовые драгоценности из золота, серебра и драгоценных металлов: серебряные старинные часы и портсигар, три золотых браслета, четыре броши, серьги, перстни, кольца с бриллиантами, общинные деньги и серебряную утварь – двенадцать подсвечников, графин с чарой, большой семисвечник, верхушки и украшения со свитков. Опись изъятых реликвий была составлена более чем через год - 18 мая 1922 года приблизительно, по памяти членами караимской общины М. Шайтан и С. Бобович.
Дворик каримской кенасы
Согласно постановлению СНК Крыма от 10 февраля 1922 г. отделы управлений окружных и районных исполнительных комитетов должны были зарегистрировать все храмы и оформить договоры на аренду верующими молитвенных помещений. Для подписания типового договора необходимо было заявление, подписанное двадцатью верующими, и две описи – движимого и недвижимого имущества, церковной утвари.
Свято-Николаевский собор Евпатории
В мае 1922 года в храмах Евпатории были произведено изъятие церковных ценностей: 13 мая в Свято-Ильинской церкви, 17 мая в Свято-Николаевском соборе и Свято-Николаевской армяно-григорианской церкви, 18 мая в гимназической Кирилло-Мефодиевской церкви (ныне помещение детского театра "Золотой ключик" на ул. Бартенева - М.Б.) и в караимских кенасах.
Согласно «Акту об изъятии церковных ценностей» от 18 мая 1922 года Евпаторийский Окрфинотдел «принял от заведующего кенассой т. Шайтана и помощника его т. Бобовича:
1. Серебряные верхушки и украшения со свитков– весом 38 фунтов 69 золотников;
2. Семисвечник, две лампадки и подсвечник – весом 7 фунтов 42 золотников.
Всего: 1 пуд 6 фунтов 15 золотников серебра».
Разорив храмы, лишив их финансовой базы, власти продолжили наступление или как тогда писали газеты – «усилили антирелигиозную работу среди населения». Храмы и молитвенные дома согласно постановлению №26 Евпаторийского Окрисполкома от 20 февраля 1922 года передавались в «бесплатное и бессрочное» пользование религиозной общине по заявлению, подписанному не менее двадцатью верующими. Не подавшие в срок заявление «двадцатки» храмы закрывались.
Соборная кенаса
Прихожане евпаторийской караимской кенасы 18 марта 1922 года обратились со следующим заявлением: «Мы, нижеподписавшиеся, прихожане евпаторийской караимской кенасы желая на основании обязательного Постановления исполкома за №26 взять в пользование для религиозных целей помещение и имущество церковное Евпаторийской караимской кенасы, Большой и Малой, находящихся в одном и том же дворе по Караимской улице (опись церковного имущества предоставлена в Отдел управления раньше), просим Отдел Управления заключить с нами соответствующий договор, текст коего был выдан нам из Отдела Управления и под коим находятся наши подписи, удостоверенные народным судьей 1-го участка г. Евпатории».
В Государственном архиве АР Крым хранится первый договор «двадцатки» - двадцать прихожан, сохраняя свой храм, уверенно поставили свои подписи:
- Сима Яковлевич Бобович
- Яков Юфудович Сиказан
- Исаак Иосифович Рофе
- Абрам Моисеевич Балакай
- Борис Ильич Челеби
- Яков Ильич Бабаджан
- Мордхай Исаакович Эринчек
- Ильязар Борухович Крым
- Саршалом Ильич Пьясар
- Илья Абрамович Акав
- Едидья Иосифивич Кальфа
- Марк Соломонович Шайтан
- Яков Аронович Фарумда
- Шабетай Вениаминович (фамилия написана неразборчиво)
- Марк Ильич Челеби
- (имя неразборчиво) Давыдович Эль
- Юфуда Борухович Крым
- Мордхай Борухович Крым
- Моисей Вениаминович Кискачи
- Яков Иосифович Катык
Оплатив 100 рублей регистрационного сбора, караимская община зарегистрировала договор.
На территории евпаторийских кенас
Согласно договору «двадцатка» обязывалась: «беречь переданное нам народное достояние и пользоваться им исключительно соответственно его назначения, принимая на себя всю ответственность за целость и сохранность врученного нам имущества; храмами с находящимися в них богослужебными предметами мы обязуемся пользоваться и представлять их в пользование всем нашим единоверцам исключительно для религиозных потребностей». Так же они обязывались не допускать политических собраний враждебного Советской власти толка, раздачи или продажи книг, брошюр, направленных против Советской власти, произнесение проповедей и речей, враждебных Советской власти.
.Опись недвижимого имущества караимской кенасы содержала краткое описание строений на территории комплекса: «Дом, где помещается Соборная кенаса длиною 23/2 аршина, шириною 10 аршин с 2-хэтажным ходом для женщин с 30 окнами, тремя дверьми; одна стеклянная галерея с тремя дверьми и одна кладовая с окном и одной дверью. Малая кенаса, длиною 16 аршин, шириною 7 аршин с ходом для женщин, с 21 окном, двумя дверьми, передняя с двумя дверьми и одним окном и одна кладовая с окном и дверью».
О других строениях на территории комплекса сообщалось: «Две квартиры для газана (священнослужителя) и сторожа и по Нижней улице дом №13 с квартирой для библиотеки культового характера, квартиры для шамаша (диакона), сторожа и канцелярии религиозной общины. Во дворе кенассы – один железный сука (кущи)». Подписали опись члены общины М. Шайтан и С. Бобович.
Опись движимого имущества делилась на предметы не культового характера и имущество, принадлежащее специально для «богослужебных целей». Имущество не культового характера: четыре кресла деревянных, обшитых плюшем; трое настенных часов и одни настольные, мраморные; шестьдесят восемь деревянных скамеек.
Культовое имущество караимской кенасы составляло:
- Ковры - русские, кавказские, персидский (очень старый, рваный, из бархата и шерсти), килим в цветах, фабричные, тканые из шерсти. Всего 75 штук.
- Свитки Библии в ковчегах (пергамент) – шесть
- Покрывало для свитков из бархата и атласа – шесть
- Облачение таллит из холста – три
- Завес для алтаря – семь
- Покрывало для аналоев – двадцать три
- Чичиты из холста – двенадцать
- Занавес для окон – десять
- Подсвечники (фраже) – четыре (из коих два пожертвованы в этом году)
- Лампадка висячая медная – одна
- Люстры висячие из хрусталя – двенадцать
- Аналоев из дерева – шесть
Данная опись имущества, принадлежащего специально для богослужебных целей в караимской кенасе, сохранила перечень уникальных реликвий и убранства бывшего храма. Описана была даже храмовая печать с надписью «Караимская Соборная кенаса в г. Евпатории».
Как могли, прихожане пытались сохранить свои храмы, но колесо истории остановить уже было невозможно. Согласно «Списка учета храмов всех культов» в 1924 году в Евпатории существовали храмы:
-
караимские кенасы – Малая и Соборная, построенная в 1760 (?) г.;
-
армяно-грегорианская церковь, построенная в 1817 г.;
-
армяно-католическая церковь, построенная в 1840 г.;
-
греческая церковь Святого Илии, построенная в 1918 г.;
-
немецко-лютеранская церковь;
-
Свято-Николаевский собор, построенный в 1899 г.;
-
Свято-Ильинский собор, построенный в 1918 г.;
-
молитвенный дом крымчаков, построенный в 1894 г.;
-
молитвенный дом христиан-адвентистов Седьмого дня
-
мечеть Джума-Джами;
-
Церковь Святых Кирилла и Мефодия (как домовая при бывшей гимназии) была ликвидирована в мае 1923 года, снята с учета и передана Кавэскадрону под клуб (красный уголок).
Храмы закрывались под различными предлогами. Президиум КрымЦИКа 5 ноября 1930 года рассмотрел вопросы о ликвидации крымчакского молельного дома, мечети в деревне Башмак и караимских кенас в Евпатории. Циничен текст самого постановления: «в виду отказа верующих от пользования кенас и вследствие требования трудящихся – кенасу ликвидировать и передать ее в ведение ОХРИСа как имеющую историческую и музейную ценность».
На территории евпаторийских кенас
Власти торопились «отчитаться» о проделанной работе. В Крымском архиве хранится письмо от 29 декабря 1930 года Евпаторийского городского совета в Админуправление НКВД Крыма с пометкой «Срочно» в ответ на №20816 от 15 декабря 1930 г. – «…здание караимской кенасы передано ОХРИСу, а акт распределения культового имущества по назначению, согласно Вашего разъяснения от 20.XII. с.г. за №3118 будет препровожден в НКВД Крыма в ближайшие дни».
Так заканчивался 1930-й год, в течение которого караимы пытались сохранить действующим свой храм. Не теряли надежды они даже после рокового заседания 18 февраля 1930 года. В 17 часов в помещении кенас были созваны все члены «двадцатки» и в присутствии заведующего отделом религиозных культов, надзирателя 2-го участка милиции был рассмотрен вопрос о закрытии храма. Тяжелая миссия была возложена на председателя заседания Е.Н. Кальфа и секретаря В. Кискачи.
Балакай, Леви, Казас, Пьясор, Агав, Шамаш, Балы, Харченко, Сараф… Мнение членов последней «двадцатки» уже не играло никакой роли. Это было только начало 30-х годов…
Н. Павленкова
Литература:
Белоглазов Р.Н. Осуществление декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» в Крыму (1921-1923 гг.)//Крымский архив. – 1999, № 5. – с. 122-133.
ГААРК (Государственный архив АР Крым). Ф.Р-663 – Церковный отдел НКВД. Акты об изъятии ценностей по Евпаторийскому округу.
ГААРК. Ф.Р-663 – О проведении в жизнь декрета об отделении церкви от государства по Евпаторийскому округу.
ГААРК. Ф.Р-663 – О караимской кенассе в г. Евпатории и о ликвидации и передаче ценностей НКВД.
ГААРК. Ф. Р-663 – Книга учета ликвидированных храмов. Список учета храмов всех культов. 1924 г.
Опубликовано:
«Двадцатки» караимов Евпатории. Архивные свидетельства 1920-30-х годов//Известия Духовного управления караимских религиозных организаций Украины. – Евпатория, 2012, ноябрь. - № 5 (14) – с. 7-9
Комментарии: |