История о Евпатории
      Евпатория - город-курорт
      Спорт в Евпатории
      История Черного моря
      Города-побратимы Евпатории

Скифия Геродота

Карта Скифии времен ГеродотаСамое раннее описание Северного Причерноморья оставил нам величайший ученый античности Геродот. Познания его были столь обширны, разносторонни и удивительны, что еще при жизни, в V веке до нашей эры, современники оценивали его по-разному: одни величали "отцом истории", другие - сочинителем побасенок, в которых нет ничего, кроме желания удивить читателя. Эта диаметральность сохраняется до сих пор. И в наши дни выходят в свет работы историков и археологов, подтверждающих добросовестность Геродота, наряду с книгами и статьями, вскрывающими его "ошибки и заблуждения".

В период между 455 и 445 годами до н.э. "отец истории" совершил морское путешествие к колониям греков на северном побережье Черного моря. Здесь он записывал рассказы местных эллинов, знающих скифский мир и составляющих уже его органическую часть. Из бесед с купцами и мореходами родился скифский логос - описание похода царя персов Дария I во главе 700 тысячного войска на Скифию в 514 г. до н.э. Царь царей потерпел здесь первое в своей жизни поражение. Но не это главное в IV книге "Истории" Геродота, а описание природы нашего края, преданий, обычаев и взаимоотношений его народов.

Географические и этнографические экскурсы скифского логоса сделаны живо и занимательно, однако понять их в полной мере можно, лишь восстановив главные координатные линии - ведь картографии тогда еще не было. "Кроме множества огромных рек, нет в этой стране больше ничего достопримечательного", - пишет Отец истории (кн. IV, 82) и все его рассказы "привязаны" к рекам.

"Страна скифов представляет собой богатую травой и хорошо орошаемую равнину. По этой-то равнине протекает почти столько же рек, сколько каналов в Египте" (кн. IV, 47).

Археологические находки в степях Украины позволили удостовериться в существовании Геродотовой Скифии, однако реки ее никак не ложатся на современную карту этого засушливого края.

Поэтому некоторые ученые, не доверяя особенно Геродоту, помещают Скифию где угодно, от предгорий Тянь-Шаня или Алтая до Прибалтики.

Даже среди украинских историков нет единства - зачастую из границ Скифии выпадает Крымский полуостров, но включается Полесье. Существует ли возможность решить этот спор?

Да, но появилась она недавно и на стыке совершенно разных наук. В 70-е годы на Северо-западном шельфе Черного моря начались детальные геологические изыскания по разведке нефти и газа.

Результатом их стали не только крупные месторождения газового конденсата, но и открытие очертаний залитых морем древних речных долин, береговой линии обширной озерной котловины и разделяющих их полуостровов и мысов.

В это же время в Болгарии специалисты по подводной геоморфологии изучали донные террасы и установили, что уровень Черного моря в послеледниковое время значительно (и притом очень резко) изменялся. Прогресс теории новой глобальной тектоники, результаты работы геофизического судна "Гломар Челленджер" (США) позволили понять механизм изменений природы Северного Причерноморья под действием дрейфа материковых и океанических плит: пододвигание дна Черного моря под основание Крымского полуострова, образование сети разломов, разбивших зону шельфа на отдельные блоки, соотношение которых по высоте неоднократно менялось.

Сопоставление этих и еще многих других данных - из палеоботаники, ландшафтоведения, гидрологии, исторической географии, археологии позволило не только понять Геродота, но и с его помощью получить беспрецедентные по точности данные о динамике экологических систем на территории Украины и акватории Азово-Черноморского шельфа.

Последние две крупные перемены (или два экологических стресса) можно датировать VIII веком до н.э. - с этого времени начинается эпоха раннего железа, и рубежом IV и III веков до н.э. - время затопления Нижней Ольвии и низинных городов Боспора Киммерийского (Керченского пролива), время расцвета Херсонеса Таврического и появления его колоний на северо-западе и западе Крыма, время основания Танаиса в устье Дона.

Период равновесия природы, населения и экономики Северного Причерноморья между VIII и III веками до н.э. мы видим в описании Геродота.

На ранних этапах истории человек во многом зависел от природы, поэтому каждое племя составляло единство с вмещающим его ландшафтом. (Даже сегодня географы выделяют Главную полосу расселения русских, объединяющую территории, пригодные для выращивания пшеницы. У крымских татар одно и то же родовое название носила и деревня, и речка, и гора рядом). Границы природного комплекса всегда были и пределами определенного образа жизни.

Геродот дает подробную картину расселения скифских народов, привязывая ее к рекам: между Пантикапом и Борисфеном - земледельцы, между Борисфеном и Герром - кочевники, между Герром и Меотидой - царские скифы. Но не всегда река служит разделом, Гипанис скорее объединяет - ализоны и скифы-пахари живут "по реке". Объясняется это стабильностью положения речной долины, единством природы берегов, а также оседлостью этих земледельческих племен.

Такую же объединяющую роль играли лиманные низовья рек для микс-эллинов: тиритов, ольвиополитов, каллипидов.

Ассимитричность долины р. Борисфена, подмывающего высокий правый берег и заливающего по весне обширные луга низменного левобережья, определила во многом его пограничную роль. По правому более надежному берегу располагались поселения земледельцев, а по заливным лугам левого берега перегоняли стада скифы-кочевники.

Царские скифы занимали наиболее сухую часть степей. Важно отметить и стратегическое положение земель, лежащих на пересечении важнейших путей кочевников всех времен (с эпохи бронзы до средневековья). Опорный каркас скифского расселения - дороги с речными бродами или зимними переправами по льду - часто эти дороги шли вдоль кромки горных или северных лесов; города и гавани, основанные микс-эллинами, но попавшие под скифский контроль. Эллино-скифский мир Северного Причерноморья был цельной экономико-географической системой, в которой не было ничего случайного. Она не признана империей но просуществовала, точнее прожила яростную и драматическую историю длиною в тысячу лет!

В точности географических знаний скифов нет ничего удивительного, так как для стабильности их очень разнородного военного союза, действительно необходимо было точно обозначить, кто где живет, кто где кочует.

Геродот писал о том, что скифы не имеют укрепленных поселений, и справедливо видел основу их военного могущества в подвижности. В этот период у скифов, очевидно, не было столицы - царская ставка перемещалась вместе с войском. Цари владели богатым домом в Борисфене, вероятно, и в других гаванях микс-эллинов они могли останавливаться в своих подворьях.

Важно подчеркнуть, что и Борисфен, и Керкинитида, и Кремны, и независимые от скифов Ольвия и Пантикапей находились на пересечении сухопутных путей кочевников с морскими путями эллинов. Это было важным условием процветания, изменение транспортно-географического положения имело серьезные последствия. Например, о городе Тира в устье Тираса Геродот не упоминает, ограничиваясь тем, что называет племя тиритов. Действительно, пока существовало озеро Борисфен, Тира находилась в тупике, вдали от торговых и военных маршрутов. Керкенитида, наоборот, после затопления Древней Скифии оказалась не у дел, стала второстепенным городом.

Главными путями перемещения скифов во времена Геродота были:

"зимняя" дорога от Керкинитиды к Борисфену, затем по льду пролива и замерзшей дельте Дуная на богатые фракийские земли;
не менее "популярен" был и маршрут по льду Боспора Киммерийского и дальше через Дербентский проход к древним государствам Востока - скифы воевали с Урарту, Ассирией, наводили ужас на Палестину;
"летняя" дорога через многочисленные броды Борисфена, Пантикапа, Гипаниса и Тираса в пределах Украинского кристаллического массива по возвышенности Экзампей (Священные пути) - обойдя лесистые Кодры, скифы вырывались на "оперативный простор" луговых степей Нижне-дунайской низменности, по Экзампею и дальше на запад через Карпаты попадали кочевники на просторы Паннонии - степи Среднего Дуная;
Зимняя и летняя дороги объединялись через гавань Кремны и укрепленное ремесленное поселение в районе нынешнего Никополя (возникло оно уже после путешествия Геродота, имени его мы не знаем, по близлежащему селу оно называется Каменским городищем) (Реконструкция на основе данных морской геоморфологии и описаний Геродота).

Таким образом, Геродотова Скифия имела весьма сложную экономическую структуру, основу которой составляло военно-политическое единство и развитая торговля между кочевниками и оседлыми земледельческими племенами, микс-эллинами и гражданами греческих полисов, связывающих скифский мир с античным.

В отношении окружающих Скифию племен сведения Геродота скудны, но они могут быть дополнены с учетом тогдашней географии ландшафтов. Облик природы Украины глубоко изменен хозяйством, однако почвы - это "зеркало ландшафта", долго хранят его в памяти.

Исходя из этого, агафирсы, одно из фракийских племен, жили в лесостепях по берегам Пораты (Прута). Невры населяли Полесье, между ними и скифами существовала обширная безлюдная область озер, ставших теперь болотами или совсем высохших.

Андрофаги (людоеды), если вообще существовали, населяли лесистые берега р. Борисфен в среднем течении, неизвестном скифам. Судя по всему, в этих местах (выше порогов) ни скифы, ни греки не отваживались появляться. Густые леса были страшны для кочевника, да и для купца небезопасны.

Меланхлены (черноризцы), близкие скифам по образу жизни, кочевали в лесостепи северо-восточной Украины. Ими, возможно, оставлена группа курганов вблизи Полтавы.

Тиссагеты - жители лесов Средне-русской возвышенности.

На границе леса и степи по Сиргису (Северскому Донцу) жили будины - о них Геродот рассказал чуть подробнее.

Савроматы (сарматы) кочевали по заливным лугам Меотиды, пока в конце IV века до н.э. пастбища не были уничтожены солеными водами молодого Азовского моря. Несмотря на родственность по языку к царским скифам, сарматы не входили в их племенной союз. По рассказу Геродота ясно, что выделение сарматов произошло путем слияния мужчин-скифов с "амазонками".

Сохранились многочисленные свидетельства о том, что женщины участвовали в военных набегах сарматов. Право на рождение ребенка ценой смерти врага считают пережитком матриархата, также как и широкое участие сарматских женщин в управлении.

Советскими археологами найдено богатое захоронение вооруженной женщины, его связывают с именем царицы Амаги.

Скифы смотрели на женщин свысока, да еще и были многоженцами. Жреческое их сословие вообще не признавало секс с женщинами. Может, эта разница во взглядах и в образе жизни и не давала двум родственным народам войти в одно государство.

Происхождение названия "амазонки" ни Геродот, ни другие античные авторы не могут объяснить однозначно. Состоит оно из отрицания "а" (то есть "не") и производного от греческого "грудь", а все остальное: выжигание одной груди, чтобы лучше стрелять из лука, или просто маленькая грудь, или отказ от выкармливания грудью - всего лишь догадки. Больше заслуживает доверия название "меоты-скифы", из которого можно заключить, что сарматы родились от союза кочевников с местным племенем.

Синды, соседи сарматов, были оседлым населением лесостепей Прикубанья. Очевидно, близки им по языку, культуре и образу жизни исконные жители лесостепи Керченского полуострова. И те, и другие еще до греческой колонизации имели свои гавани, а после образования Боспорского царства, по традиции считающегося эллинским, тем не менее заняли в его экономике и политике важное место. Допускают, что династия боспорских царей Спартокидов имеет не фракийское, а местное происхождение.

Среди племен эллино-скифов особого внимания заслуживают гелоны. По преданию он были изгнаны из своих торговых поселений и нашли приют среди будинов. Если причиной этого "изгнания" было опускание Древней Скифии, то предками гелонов были первые мореплаватели из далекого Эгейского моря, поселившиеся среди варваров на берегах озера Борисфен. Известно, что колонисты считали себя гражданами метрополии и поддерживали ее и в торговле, и в войне. Может быть, метрополия гелонов была неугодна Ольвии, и могущественные ольвиополиты не дали пристанища гелонам после землетрясения и потопа.

Так или иначе, гелоны основали новый город в верхнем течении реки Сиргис (Северский Донец). От этих-то гелонов и приютивших их будинов, рыжеволосых охотников с голубыми глазами - племени большого и многочисленного, пошли, вероятно, северяне, одно из славянских племен.

Гелоны говорили "частью на скифском языке, а частично на эллинском. Однако у будинов другой язык" (кн. IV, 108). Образ жизни гелонов, их хозяйство и религия были греческими. Будины же и внешностью, и образом жизни напоминают предков кельтов или славян.

"Вся земля их покрыта густыми лесами разной породы. Среди лесной чащи находится огромное озеро, окруженное болотами и зарослями тростника. В этом озере ловят выдру, бобров и других зверей с четырехугольной мордой. Мехом этих зверей будины оторачивают свои шубы" (кн. IV, 109).

Каким образом в средневековье живущие на крайнем юго-востоке Древней Руси племена стали "северянами"? Это можно объяснить славянской обработкой древнего названия реки: Сиргис - Сиргис-донец (то есть Сиргис-речка) - Сиверский Донец. Под давлением печенегов и хазар, а может из-за наступления степей сиргиряне-северяне отступили в глубь лесов и основали Новгород-Северский (думаю, правильнее - Сиверский). Тот самый, где правил знаменитый герой "Слова о полку Игореве".

О связях древне-русского язычества с мифологией и обрядами эллинов свидетельствуют многочисленные археологические находки. Древне-греческая культура вливалась в формирующуюся восточно-славянскую по многим каналам: тириты растворились со временем в славянах Поднестровья (тиверцы); каллипиды, ольвиополиты и борисфениты в антах Побужья и Поднепровья, уличи вполне могли быть ольвичами (ольвиополитами).

Мифологические представления скифов и даже их предшественников до сих пор живут в классических легендах и народных сказках, они проникли в поэзию и драматургию нового времени.

По материалам сайта http://www.zverozub.com/
       Группа сайтов
       Новости и анонсы

16.12.17: Дочь Дувана-Торцова в фильме "Пиковая дама", 1916 г.

09.11.17: Опубликовано эссе евпаторийского автора Олега Луцука "Музыкальная жизнь города 50-60 годов"

15.05.17: Автобиографическая книга евпаторийца А.Б. Кушлю "Тот, кто рожден был у моря..." опубликована полностью!

В предверии 73-й годовщины со дня гибели Героя Советского Союза Н.А. Токарева размещены уникальные кинокадры с процессии перезахоронения Героя

В Евпатории создана Общественная организация "Историко-просветительское общество "Клио". Для регистрации заполните форму на соответствующей странице

Сайт по истории Евпатории теперь доступен и по адресу история-евпатории.рф

Хочу извиниться перед всеми, кто прислал свои материалы, и они еще не опубликованы. К сожалению, не успеваю выкладывать материалы сразу. По мере обработки, обязательно, все присланные материалы будут опубликованы.

В Евпатории еще остались артефакты советской, а иногда и дореволюционной эпохи. Для создания на сайте раздела, посвященного этой теме, прошу евпаторийцев присылать свои фото таких артефактов, а если нет возможности сфотографировать, то адрес, где это находится. В Севастополе это собирают ТАК

29.05.08: открылся мой сайт по истории Евпатории

Информационные партнеры -
Краеведческий музей
Центральная Библиотека
"История Царского села

 

   
Ключевые слова:
Евпатория; История; Керкинитида; Гезлев; Скифия Геродота
При размещении материала, взятого с сайта "История Евпатории", активная гиперссылка на сайт обязательна
При использовании фотографий, взятых с сайта "История Евпатории", запрещено удаление водяных знаков с адресом сайта
История Евпатории от Керкинитиды через Гезлев к Евпатории. Исторические фотографии Евпатории. Фотографии современной Евпатории. Евпатория на экранах кино